Артист всю жизнь страдал от недостатка любви и нежности
Наверное, нет такого человека, который бы не смог назвать хотя бы один фильм с участием Евгения Леонова. Он создал образ добродушного, комичного героя, за которым с интересом наблюдали люди разного возраста и социального статуса.
О том, что Леонов в своей повседневной жизни такой же добряк-оптимист, ни у кого не возникало сомнений. Однако, на самом деле знаменитый актер всю жизнь испытывал дискомфорт, не мог ужиться с самим собой и в душе был очень ранимым, постоянно недовольным собой, трагиком.
Рожденный играть, летать не может
Евгений Леонов родился в семье инженера авиазавода и домохозяйки, старший брат Николай также работал с самолетами в должности авиаконструктора. Взрослые ласково сравнивали маленького Женю с теленком и игриво трепали по щеке. Но такое невинное сравнение почему-то обижало мальчика, ему не нравилась его неуклюжая походка и полноватая фигура, в душе он всегда мечтал иметь другую внешность, соответствующую его внутренним романтическим настроям.
Талант комедийного актера в нем разглядели еще в детстве – в четвертом классе его заметил режиссер, который и пригласил на съемки в кино как «смешного, пухлого мальчика». Но Леонов был настолько не уверен в себе, что в последний момент испугался, застеснялся и участия в фильме не принял. Хотя впоследствии ему удалось перебороть страх и начать заниматься в драмкружке при школе.
Война застала семью врасплох, когда мальчик окончил седьмой класс. Тогда он решил пойти по стопам своего отца и брата и устроился учеником токаря на авиазавод. После окончания войны Евгений поступил в авиационный техникум, в это же время принимал активное участие в художественной самодеятельности. Отучившись всего три года, Леонов бросил колледж и решил поступить в драматическое отделение Московской экспериментальной театральной студии.
Для прослушивания Евгений выбрал одно из произведений Александра Блока – такого же, как и он, печального романтика. Когда неуклюжий, низкорослый и полноватый парень стал читать стихотворение «В ресторане», изображая страстного и рокового мужчину, комиссия не смогла сдержать улыбок. Евгений подумал, что прослушивание провалено. Однако члены комиссии решили, что перед ними стоит отличный актер комедийных ролей, и зачислили его.
Первый успех
Женя всегда болезненно воспринимал насмешки в свою сторону. И когда в его адрес звучали шутки, Леонов просто уходил и прекращал общение.
В любви Евгению не везло, успехом у женщин он не пользовался, поэтому попыток настроить свою личную жизнь особо не предпринимал. Да и в карьере Леонову не сопутствовал успех: после окончания театральной студии он попал в театр им. Станиславского и до 30 лет играл роли массовки – шоферов, слуг, изображал озвучку (талант к звукоподражанию потом сыграл отдельную роль в творчестве Леонова). Из-за отсутствия хоть какого-то успеха на личном фронте и театральном поприще Евгений считал себя неудачником и уже хотел уходить из профессии актера, пока в театре не сменился режиссер. Пришел Михаил Яншин, который сумел разглядеть в Леонове нечто большее, чем простого массовщика. Он же и дал Евгению исполнить его первую серьезную роль Лариосика из «Дней Турбиных» – критики ликовали. «Лариосик – существо душевное, чистое, непосредственное в проявлении чувств. Просто нельзя не любить и не жалеть его. Леонов гениально играет любовь», – вырезка из газет.
Широкую известность Леонов получил в 1961 году, сыграв роль буфетчика Шулейкина в эксцентричной комедии «Полосатый рейс». Фильм сразу полюбился зрителям, впоследствии получил «Серебряный приз» на международном фестивале детских фильмов в Калькутте. В основу сценария легла реальная история: необходимо было перенести на экран цирковой аттракцион дрессированных тигров Маргариты Назаровой. Во время съемок фильма между актерами и тиграми обычно всегда ставили стекло.
Нерастраченная любовь
Свою любовь и будущую супругу Евгений встретил в 31 год. Вместе с театром им. Станиславского он отправился на гастроли. В свободное время, гуляя по улицам, он приметил девушку, с которой решился познакомиться и пригласить на спектакль. У незнакомки оказалось необычное имя – Ванда, на приглашение она ответила уклончиво – обещала подумать и перезвонить. Поговаривают, что актер прождал звонка 20 часов, сидя в кресле у телефона. Все-таки Ванда пришла на спектакль и даже приняла ухаживания артиста. Позже она уехала к актеру в Москву.
В качестве жены Ванда была идеальной хозяйкой – на столе всегда был вкусный обед, одежда выглажена, а в квартире чисто и уютно. Но Евгений хотел совсем другого, он хотел, чтобы его обнимали, целовали. Ванда редко проявляла чувства, и, как признавался Леонов, даже не обнимала его при поздравлении с днем рождения. «Спасибо тебе, что позволяешь себя любить», – так Леонов часто говорил своей жене. К Ванде он относился с огромной нежностью и заботой.
Когда в семье Леоновых родился сын, Евгений был счастлив. Он постоянно баловал Андрюшу, привозил чемоданами подарки и никогда не ругал за хулиганство. К сожалению, Андрей, как и мать, не любил проявлять свои чувства и часто вырывался из отцовских объятий. В «равнодушии» жены и сына Евгений винил себя. Вместе с тем тысячи детей мечтали о таком папе, как Леонов: после выхода программы «Будильник» с Евгением в качестве ведущего артисту приходило много писем от ребят. «Ты знаешь, какое это богатство – любовь. Правда, некоторые считают, что моя любовь какая-то не такая и от нее, мол, один вред», – писал в своих письмах к сыну Леонов.
Сарафанов — любимая роль
Евгений Леонов сыграл во многих известных и полюбившихся фильмах – «Джентльмены удачи», «Обыкновенное чудо», «Зигзаг удачи», «Белорусский вокзал», «Большая перемена», «Афоня», «О бедном гусаре замолвите слово», «Кин-дза-дза!», «Убить дракона». В 1971 году Винни-Пух в одноименном мультфильме заговорил неподражаемым голосом актера. По-настоящему рад он был играть драматические, трагические роли, ведь они были близки его характеру. Однажды Леонову попалась пьеса Александра Вампилова «Старший сын», и, как ему показалось, Сарафанов точь-в-точь схож характером с ним самим. А потом артисту позвонил режиссер Виталий Мельников и пригласил на съемки фильма. Сам Леонов говорил, что для него это больше, чем просто роль, это было неким посланием для собственного сына. «Если я что-то не успел сказать сыну, мне бы хотелось, чтобы об этом ему сказал Сарафанов, потому что лучше Сарафанова никто не скажет», — считал Евгений Павлович.
В 1975 году Леонов ушел из театра им. Маяковского к Марку Захарову в «Ленком».
Боялся внезапной смерти
В 1988 году вместе с «Ленкомом» Леонов поехал в Гамбург на гастроли, где ему внезапно стало плохо. Как оказалось, артист перенес обширный инфаркт, а после операции коронарного шунтирования — еще один. Без сознания актер провел 28 дней. Все это время его жена Ванда и сын Андрей не отходили от него, ждали и верили в чудо. Чудо случилось, Леонов пришел в себя и спустя несколько месяцев реабилитации продолжил играть в театре и кино. Но после пережитого актер боялся умереть внезапно, поэтому не оставался один дома. Он также боялся, что у него может случиться приступ на прогулке с любимым внуком, и маленький мальчик останется один на улице, поэтому вылазки всегда были недолгими.
Актер ушел из жизни на 68-м году жизни, 29 января 1994 года. Леонов тогда собирался на спектакль «Поминальная молитва», где должен был играть молочника (годом ранее была снята телевизионная версия спектакля). Но оторвался тромб, артист умер мгновенно. Никто из зрителей в тот день не сдал билеты. Все время, которое должен был идти спектакль, зрители простояли у театра со свечами, которые принесли из ближайшего храма.
Мария Приходько, «Мир 24»