В спектакле «Русский роман» она играет жену Льва Толстого. Кстати, роль спутницы гения Симоновой достаётся не впервые. Задолго до этого она снялась в фильме «26 дней из жизни Достоевского», где сыграла жену писателя. Её партнёром был актёр Анатолий Солоницын.
– Чем вас так вдохновила жена Толстого?
– Моя заслуга в этом минимальна, вся основная работа была проделана драматургом, который каким-то удивительным образом понял женскую душу. Хотя я пыталась прочесть всё, что касается моей героини. Воспоминания современников, дневники. У Толстых огромное наследие – у них же все дети вели дневники, и по ним можно многое узнать о жизни семьи. Побывали мы и в музее-усадьбе Льва Толстого – Ясной Поляне. Там для нас провели уникальную экскурсию, показали комнату Софьи Андреевны. Обычно её не показывают туристам.
– Какие впечатления оставила эта комната?
– Там очень чувствуется характер хозяйки. Сразу понимаешь, что она любила, что ей было дорого. На каждой стене – определённый период жизни. Там много фотографий её семьи, друзей, её младшего сына, который умер маленьким, навсегда оставив рану в её душе. Рядом с кроватью – грустные фотографии могилок детей и их фото. И, конечно, портреты Льва Николаевича в разные годы. Чувствуется, что она всю жизнь прожила в этом пространстве. Я попросила оставить меня там ненадолго одну, чтобы прочувствовать всё это. Дом Льва Николаевича меня поразил аскетизмом. Но там уникальная атмосфера и невероятная красота окружающей природы, которая помогла понять мир Толстых.
– Жёны гениев обычно находятся в тени. Как вы узнали историю Софьи Андреевны?
– У моего дедушки, маминого отца, Сергея Михайловича Вяземского, была уникальная библиотека, из которой он никогда и никому не давал книг на вынос. Когда мне было лет пятнадцать, так случилось, что я почти неделю жила у деда. Тогда-то я и прочитала дневники Софьи Андреевны. В то время я мало что понимала в семейных отношениях, но история жены Льва Николаевича произвела на меня очень сильное впечатление. Хорошо помню то сочувствие, которое к ней испытала. Это чувство сохранилось по сей день. А на моё 20-летие дедушка подарил мне редчайшее издание 1924 года в мягком переплёте – «Дневники Софьи Андреевны», хотя он никогда не раздаривал книг из своего собрания. Я и подумать тогда не могла, что когда-нибудь буду воплощать на сцене образ этой уникальной женщины. Так что Софья Андреевна давно и бесконечно мне близка.
– Какой же, по вашему мнению, была жена Толстого?
– Потрясающей женщиной, замечательно талантливой и безумной в своей любви и ревности. Но не гениальной. А он был гений. И ради него она была готова на всё. Она была и его соратником, секретарём, возлюбленной, матерью его детей. Это огромный круг обязанностей и огромный труд. Но когда этот круг стал уменьшаться, ей было очень тяжело. А спектакль наш о бесконечной сложности личности. Я не понимаю, как можно отречься от своего творчества, от личности, от семьи, как это сделал Толстой. А она поняла.
– А как на фоне этой личной истории вы теперь воспринимаете самого Толстого? Не как гения, как человека.
– Когда я стала погружаться в предложенный мне сценический материал, в какой-то момент поймала себя на том, что начинаю ненавидеть Толстого. А ведь он – мой любимый писатель. Я пыталась понять, как человек, так тонко понимающий женщину, мог быть тираном по отношению к своим близким. К тем, кто безумно любит его. И нашла объяснение. Он – гений. А понять гениев недоступно обычным людям. Даже любящим. К тому же, при всей сложности его отношений с Софьей Андреевной, в последние годы своей жизни он, я уверена, очень её любил. Об этом свидетельствуют его дневниковые записи, в которых Лев Николаевич анализирует каждое своё и её слово, поступки, решения.
– Всегда сложно играть не просто персонажа, а персонажа исторического. Ваша Софья Андреевна – это больше героиня, созданная драматургом, или реальная женщина?
– Это моя попытка приблизиться к реальному человеку. Насколько она удалась – судить сложно. Но семья Толстых приняла эту трактовку.
Ольга Севрюгина
«Нижегородская правда»