Галина Евтушенко родилась 7 февраля 1956 года. Филолог, кандидат искусствоведения и создатель документальных фильмов. Недавно Галина представила картину «Антон Чехов и Исаак Левитан: двойной портрет в интерьере эпохи».
— Галина, какой аспект отношений Антона Павловича Чехова и Исаака Левитана лег в основу вашего фильма?
— Мы сделали акцент не на бытовой истории дружбы Левитана и Чехова, а на родстве их творческих усилий, на сходстве и различии характеров. «В интерьере эпохи» (а это название всего цикла) сделана попытка создать противоречивый мир, где выявляются тончайшие нюансы поведения великих личностей. Основной мотив фильма — взаимовлияние двух гениев.
— Откуда такое необычное название вашего цикла: «Двойной портрет в интерьере эпохи»?
— Вы помните дивный фильм Лукино Висконти «Семейный портрет в интерьере»? Висконти принадлежал старому миру, но был человеком, стремящимся установить контакт с миром новым и разрушить стену непонимания между поколениями. Вот эта идея и взята за основу цикла и его названия. В фильмах этого цикла я рассказываю о непростых отношениях с окружающим миром великих людей нашей эпохи — Зощенко и Олеши, Эрдмана и Степановой, Эйзенштейна и Мейерхольда, Толстого и Дзиги Вертова.
— Герои ваших фильмов действуют не только в необычном «интерьере эпохи», но и в удивительных исторических интерьерах.
— Я действительно снимала в интерьерах собственных квартир героев, в рабочих кабинетах. Среди них были такие творческие натуры, как, скажем, актер Александр Калягин, писатель Михаил Шатров, композитор Александр Журбин. Но когда мы касались исторических личностей, то исторические интерьеры порой преподносили немало сюрпризов и неожиданных открытий.
— Ваши фильмы большей частью связаны с именами исторических личностей. По какому принципу выбирали героев?
— Через многие мои фильмы проходит красной нитью духовная тема «учитель-ученик», тема преемственности. Например, в картине о Чехове и Левитане. Или об Эйзенштейне и Мейерхольде. Мало ведь кто знает, что Эйзенштейн — ученик Мейерхольда и что благодаря Эйзенштейну сохранился архив Мейерхольда. Но самое главное для меня — рассказать про эпоху, в которой эти люди творили, образно осмыслить, какие проблемы в то время волновали человечество, как они трансформировались в наше время.
— Сегодня режиссеры-документалисты расстроены тем, что их фильмы практически не доходят до зрителей, хотя порой на фестивалях самыми востребованными являются именно конкурсные и внеконкурсные документальные программы.
— Это правда. Но вот, например, мой фильм «Чехов и Левитан» часто показывают в Третьяковке, и это — какое-то новое явление: столь крупный музей стал популяризировать документальное кино. Надеюсь, и другие музеи последуют примеру. Потому что сегодня документальное кино очень трудно пробивает дорогу.
Елена Булова
«Южные горизонты»