Много лет она руководила театром «Современник»
Самым ярким мужчиной в ее жизни был Евгений Евстигнеев. А главным стал единственный сын Денис, очень похожий на великого актера – своего отца. Но даже Евстигнееву Волчек не простила измены. Всю жизнь она была верна своему принципу: предательства не прощать.
«Привела какого-то лысого!»
Галина Волчек родилась 19 декабря 1933 года в Москве. Ее отец Борис Волчек – опытный кинооператор, профессор, преподаватель ВГИК, лауреат многих премий. А мама, Вера Исааковна Маймина – выпускница ВГИК, весьма востребованный сценарист. Но творческую жилку Галина Борисовна, как она сама говорила, унаследовала от отца, с которым решила остаться в 1946 году, когда родители разводились: «У меня с папой была внутренняя связь, — рассказывала Волчек. — Это был замечательный человек, я понимала это не взрослым сознанием — его еще не было, а было лишь ощущение и главное — восторг, которого я сформулировать тогда не могла. Но я была захвачена его человеческими качествами, его невероятной скромностью, добротой, расположенностью к людям. Мама не была мне так близка, как это обычно бывает. Мы с ней просто разные люди. А воспитала меня простая няня, которая стала мне ближе мамы».
И хотя Борис Волчек видел свою дочь студенткой Литературного института, сама она без колебаний связывала свое будущее со сценой и потому в 16 лет поступила в Школу-студию МХАТ. Там-то она и повстречалась с Евгением Евстигнеевым: «Однажды в коридоре я увидела незнакомого и очень странного мужчину с тяжелым взглядом. Обратила внимание на его какую-то балетную позу и один очень длинный ноготь. Таким был мой будущий муж. Он носил крепдешиновый галстук поверх бобочки — так он называл трикотажную рубашку на молнии.
У Евгения Александровича была совершенно особая лексика. Он говорил «метеный пол», «беленый суп» (в смысле со сметаной), «духовое мыло» (туалетное), «мантель» (плащ). Вот такого жениха я привела знакомиться к папе. Папа так и не смог сыграть, что страшно счастлив. А моя няня, простая деревенская женщина, заявила: «Ну, Галя, мы думали, она выйдет за такого, за самостоятельного. А она привела какого-то лысого! Да как ему не стыдно лысому ходить?! Хоть бы шапчонку какую надел». Но, несмотря на всю критику, потом мой папа обожал Женю».
«Вся моя жизнь делится на две эры»
Но Галина не ожидала, что все закончится изменой: «Когда родился Денис, Женя был очень рад, просто боготворил его, нянчил, возился с сыном. Пел песни под гитару, а Денис смеялся, топал ножками. Это невозможно забыть! Но так получилось, что развелись мы, когда Денису было два года и восемь месяцев, а потом новая жена не разрешала ему видеться с сыном».
Галине трудно было поверить в то, что Евстигнеев способен обманывать. Но это было так: почти год он крутил роман с актрисой «Современника» Лилей Журкиной. На гастролях между Евгением и Галиной состоялось объяснение. «Я поставила его перед фактом, что все знаю, и он подтвердил, что изменяет, – вспоминала Волчек. – Он, конечно, совсем не ожидал, что я сразу же соберу чемодан и уйду навсегда. Он рассчитывал на прощение. Но я не могла простить предательства. Я вернулась одна в Москву, подошла к маленькому сыну и два часа рассказывала ему о том, что произошло. Откровенно, как взрослому. Денис не понимал слов, но чувствовал все душой. Я обняла его и долго плакала». Потом Евстигнеев и Волчек еще общались. Улучив момент, Евгений приходил в дом к сыну и заодно чинил проводку, утюг.
Волчек выходила замуж еще один раз – за профессора Марка Абелева. Третий брак Галины был гражданским, и он тоже распался. Главным для Галины всегда был ее сын: «Вся моя жизнь делится на две эры: до рождения Дениса и после. В сыне я нашла все, что могло оправдать смысл моей жизни. И когда Денис был ребенком, у меня было с ним полное взаимопонимание. Никогда я не говорила ему плохо об отце. Наоборот, напоминала Евстигнееву, чтобы он не забывал о сыне. И когда в нашем доме появился другой мужчина, Денис стал первым называть его папой, из уважения ко мне. Но теперь все не так, как раньше».
Всего же, как говорила сама Галина Волчек, в ее жизни были «два мужа, несколько романов и одно недоразумение», но в конечном итоге она приняла решение полностью посвятить себя театру, понимая, что поделить себя между искусством и семьей никак не получается. Впервые выйдя на сцену в 1953 году, Галина Волчек в общей сложности сыграла 21 театральную роль. В кино многие прекрасно помнят ее роли в «Осеннем марафоне» и других картинах. «Но сниматься мне стало неинтересно. В кино я себя терпеть не могу, а из всей моей киносудьбы могу выделить лишь сравнительно небольшую роль в «Короле Лире» Козинцева. Меня использовали очень поверхностно, ничего глубинного про человека с киноэкрана я рассказать не могла», — рассказывала Волчек.
Режиссером стала случайно
Ее мысли занимал театр, как поставить его на ноги: «Нас много раз хоронили. Научные тома написаны о московских театрах второй половины прошлого века, в них перечислены все мало-мальски заметные труппы, включая полулюбительские, игравшие чуть ли не в подворотнях, лишь о «Современнике» нет ни слова. Мы вообще не упоминались — ни хорошо, ни плохо, никак. Словно нас и не существовало. Театр остался исключительно благодаря зрителю, который отказывался верить в нашу смерть».
Но труппа не сомневалась, что преодолеет все трудности: «Мы же с первого дня не в оранжерее росли, — говорила Волчек. — Все вопросы решали сами. Лелик Табаков был общественным директором студии, важно ходил с портфелем, носил там какие-то бумаги. А я, например, занималась распространением билетов. Сидела в театральной кассе на улице 25-го Октября за спиной у кассирши и приглашала всех желающих на наши спектакли. Обычно люди отказывались, поскольку не знали ни имен студийцев, ни пьес, которые мы ставили. Помню, играли «Голого короля» на летней эстраде в саду Баумана. Билеты стоили гроши, но зрителей не набралось и на два ряда. Кто-то из артистов даже пошутил: «Ребята, не волнуйтесь, нас больше». Это уже потом народ ломился в зал при гостинице, где шел спектакль».
Режиссурой в «Современнике» Галина начала заниматься случайно. Она была беременной и не выходила на сцену. Как-то к Волчек обратилась группа актеров, которых предупредили о скором увольнении. Они хотели сделать альтернативный спектакль и доказать, что могут прекрасно играть на сцене. Галина поставила пьесу Володина «Пять вечеров», хотя она уже шла в театре в варианте Олега Ефремова. «Мое самолюбие было удовлетворено: после премьеры всех предупрежденных оставили в театре, — рассказывала Волчек. — Мало того, Ефремов предложил играть спектакли в очередь: то его, то мой».
Но когда Галина ставила следующий спектакль — «Двое на качелях», ей было настолько трудно поверить в свои силы, что во время генерального прогона она выскочила на улицу, схватила первого встречного, заставила его все посмотреть и устроить детальный разбор. Уже гораздо позже, когда Волчек полностью ушла в режиссуру, к ней подошел Ефремов и сказал: «Ты занимаешь в штатном расписании место артистки, а у нас пустует место режиссера — давай поменяем!» Галина согласилась, но расплакалась: в тот момент она прощалась с актерской профессией.
Последнюю роль, в собственной постановке спектакля «Кто боится Вирджинии Вульф», она сыграла в 1984 году, и эта работа считалась лучшей в театральной актерской карьере Волчек. После этого Галина Борисовна больше не выходила на сцену ни в одной роли. Но стала новым главным режиссером, когда ушел Олег Ефремов. «Кому-то надо было встать во главе театра, – говорила она позднее. – Уверена, совмещать эту работу с репетициями и спектаклями нереально. Я и Олегу Ефремову говорила: чтобы стать главрежем, надо победить свое актерское сознание. Мне всегда казалось более важным искать новые пьесы, приглашать молодых режиссеров, давать роль ведущим артистам, чем играть самой».
«У меня всегда было чувство протеста: я не мужчина!»
Режиссура и отнимала много нервов, и приносила Волчек моменты абсолютного счастья: «Помню утро после премьеры в Хьюстоне, куда меня пригласили на постановку. В тот момент я поняла, что такое победа. Или вот Бродвей. Несмотря на великолепный прием нашего спектакля, ждала рецензий. Мне все говорили: «Да ты что! Все же замечательно, нам так аплодировали!» Но я знала законы театральной психологии: об успехе постановки можно говорить только после рецензии. Эта статья как светофор — либо зеленый, либо красный. Когда вышла положительная рецензия, я расплакалась. Расплакалась от счастья».
Конечно, режиссура всегда считалась сугубо мужской профессией. Однажды Волчек встретила актрису Веру Марецкую, которую знала с детства. Она удивилась: «Галя, ты что, будешь режиссером?» — «Да вроде», — ответила Волчек. «И ты теперь будешь всегда ходить с портфелем и в костюме?» — удивилась Марецкая. И тогда Галина пообещала: «Вера Петровна, я вам даю слово, что к каждой премьере буду шить себе новое платье». «Всегда старалась не нарушать обещание. И вообще, у меня всегда в голове сидело сильное чувство протеста: я не мужчина! – говорила Волчек. — Я боялась носить объемные сумки, никогда не позволяла себе появиться на людях непричесанной, неподмазанной. К одежде, как и к кухне, относилась творчески, любила импровизировать. Нередко шила платья на заказ: модели придумывала сама, выбирала пуговицы, ткань, подкладку.
Как-то зашла в большой магазин, где лежала ткань десяти цветов одной фактуры. Попросила отрезать два больших куска и по двадцать сантиметров разноцветных. Продавец молча все завернула. Я заплатила и пошла к выходу. И тут она не вытерпела: «На что вам эти разноцветные кусочки?» Я выдержала паузу и загадочно произнесла: «Это тайна!»
В театральных кругах за Галиной Волчек давно и прочно закрепилось шутливое прозвище Железная леди. Однако сама режиссер скептически относилась к такой трактовке ее характера: «Я произвожу впечатление сильной, и мне это часто говорят или думают, что раз она занимает такое положение, она руководитель – значит железобетонная. Мне много раз говорили: «Железная леди наша!» Так говорят те, кто меня мало знает!»
Себя Волчек называла слабой и даже беспомощной женщиной: «У Марины Нееловой в нашем театральном капустнике был целый номер о том, как я борюсь с ключом в гостинице. Мне долгое время не доверяли даже ключи от собственной квартиры. А как я водила машину: рулила как оглашенная, а если двигатель вдруг забарахлил — беспомощно выходила и поднимала руку. Но что касается театра, то интерес к техническому прогрессу у меня был огромный. Если видела в заграничном театре интересный технологический момент — сразу требовала, чтобы это внедрили в «Современнике».
В последние годы Галина Волчек практически не ходила из-за проблем с позвоночником. Однако продолжала творить. «Как многие писали, она встала, чтобы уйти. Она говорила: чтобы вы не думали, что я в плохой форме, я встану. Никто не мог представить, что через неделю ее не будет», — говорит артист «Современника» Александр Хованский. 19 декабря Волчек исполнилось 86 лет, а 23 декабря она была госпитализирована в Боткинскую больницу в связи с легочным заболеванием. Спустя три дня ее не стало.
Подготовила Лина Лисицына,
по материалам http://mir24.tv , http://itogi.ru , http://smena.ru