Вокальное мастерство этого талантливого артиста восхищало, его обожала публика, но в жизни он был очень скромным человеком.
Путь на большую эстраду
Геннадий Белов родился 2 ноября 1945 года в Москве. В его семье пели практически все. И сам Геннадий также с ранних лет приобщился к этому занятию. Имея чистый голос, обратил на себя внимание руководителя художественной самодеятельности в школе, стал солистом в хоре. Но о карьере певца Геннадий не думал, и после 8 классов поступил в текстильный техникум. Далее устроился работать мастером на московский шелковый комбинат «Красная роза». А так как любил петь, то параллельно записался в кружок самодеятельности при комбинате.
Там быстро выбился в число лучших солистов и стал участвовать в различных конкурсах и фестивалях. Тогда же стал брать уроки вокала у знаменитого педагога Василия Щербакова, который считал Белова одним из лучших своих учеников. Сам Геннадий на занятия «не шел, а летел»: «Мне было очень важно все, что он говорил и показывал на уроках. Часы, проведенные с ним, я воспринимал как праздники. И радостно, что они были частыми». Позже Белов, уже став популярным, продолжил музыкальное образование в ГИТИСе.
В семидесятых годах начали проводиться всевозможные музыкальные конкурсы и мероприятия. Геннадию нравилось принимать в них участие, и на одной телевизионной передаче его услышал, а потом разыскал руководитель Ансамбля песни Всесоюзного радио и Центрального телевидения Виктор Попов. И предложил Белову вместе поработать.
Когда композитор Владимир Шаинский узнал, что у Попова появился новый вокалист, пришел его послушать. Красота и редкий диапазон голоса молодого человека ему так понравился, что композитор тут же предложил Геннадию спеть его произведение «Дрозды». Её уже исполняли несколько певцов, но успеха у зрителей она не имела. Белов попробовал спеть песню в другой интерпретации, и после этого она зазвучала.
Фирма «Мелодия» выпустила сразу 100 тысяч экземпляров хита. Но этого явно было мало. Тираж раскупили практически мгновенно. Через некоторое время в срочном порядке выпустили очередную серию грампластинок. Загадкой для поклонников оставалась внешность певца, ведь они слышали только его голос по радио.
«Сейчас время баритонов»
На новогоднем заключительном концерте «Песня-73» зрители наконец-то смогли не только услышать лирический голос артиста, но и оценить его внешние данные. А песня «Дрозды» звучала по всем радиостанциям. Народ даже шутил, что, если включить утюг, он непременно запоет голосом Белова. Популярностью в исполнении Белова пользовалась и песня Шаинского и Танича «На дальней станции сойду». В 1974 году состоялась премьера телефильма «Анискин и Фантомас», где звучала новая песня в исполнении Геннадия Белова — «Травы, травы».
Певец также сотрудничал с популярным композитором Давидом Тухмановым и спел две его песни: «Звездная песня неба» и «Здравствуй, мама». Василий Соловьев-Седой предложил ему исполнить одну из своих песен — «Где ж ты, мой сад?». Белов сумел вдохнуть в нее новое звучание. Соловьев-Седой вспоминал: «Я знал многие трактовки этой песни. В разное время ее исполняли почти все артисты, соприкасавшиеся в своем творчестве с песней. Многие пели ее удивительно хорошо. И вдруг говорят, мол, молодой тенор Белов в Москве хорошо поет ее.
Позвонил в Москву, мне сообщили, когда я смогу услышать в исполнении Белова свою песню. Я слушал с волнением, а когда песня кончилась, захотел снова и снова слушать это пение и свою песню, именно так спетую. Естественно, что песня в исполнении артиста 70-х годов другая немного, чем пели ее в 40-х годах, но Геннадий Белов так бережно, так чутко заново прочитал, так верно почувствовал ее, что, кроме радости, мне это ничего не доставило. Радости и за певца, и за себя немножко».
Белов также принимает участие в качестве члена художественной делегации на Х и XI Всемирных фестивалях молодежи и студентов в Берлине и Гаване. На концертах фестиваля аудитория очень горячо принимала песни в его исполнении: «Ноты списывали друг у друга, пытались делать эквиритмичный перевод стихов. Вообще наша песня триумфально прошла в разноязыкой международной аудитории».
У Белова был очень мягкий, лирический голос, тремолирующий, подкупающий слушателя своей красотой. Песни Геннадий Михайлович исполнял в спокойной манере, проникновенно произнося слова.
Увы, певец с конца 80-х переживал творческий кризис. В эти годы трудно складывался его новый репертуар. В одном из своих интервью Белов сказал: «Песни для высокого мужского голоса композиторы сейчас пишут очень редко. В 40-50-е годы, не говоря о песенном наследии 30-х, теноровых песен было множество. Только выбирай! Я с удовольствием пою лучшее из того, что было создано в песне в те годы, а вот с новым! С новым значительно трудней, сейчас — время баритонов. И все же нет-нет да и попадет на мой рояль клавир новой песни для тенора, и я, естественно, радостно приветствую каждую такую новинку, хотя, конечно, далеко не все из этих новинок могут войти в мой репертуар, и если удается найти свою песню, тут уж счастье настоящее».
Белов был женат, супруги воспитывали дочь Светлану и сына Дмитрия. Увы, у певца давно уже была проблема с желудком, а на одном из очередных концертов произошел рецидив – открылась язва. Вернувшись в Москву, Геннадий Михайлович обратился за помощью к врачам, назначили лечение, но, как оказалось, было слишком поздно. Талантливый певец ушел из жизни всего за три дня до своего 50-летнего юбилея – 30 октября 1995 года.
Подготовила Лина Лисицына,
по материалам Stuki-druki.com