Марису Лиепе 27 июля исполнилось бы 84 года. Его дочь Илзе Лиепа рассказала о своей семье, о том, чему научилась у отца, а также поделилась размышлениями о значении балета в современном мире. Кстати, вот уже 19 лет в созданных балериной школах по авторским программам обучают искусству хореографии детей и взрослых.
— Илзе Марисовна, насколько важную роль в выборе вами профессии сыграл отец?
— Безусловно, его образ жизни стал бесценным примером для подражания, и я бесконечно благодарна своей семье за то, что с детских лет в нас с братом воспитывали творческое отношение ко всему, что мы делали. И для меня, и для Андриса семья по-прежнему важна. И я пытаюсь передать своим ученикам правильные жизненные ориентиры, ведь, когда они есть, все в жизни начинает складываться в верном направлении.
— Как вы пережили изоляцию? Ощущался ли творческий простой?
— Для артистов балета простой — это катастрофическая ситуация, а уж про учеников, для которых каждый день бесценен, и говорить нечего. Поэтому, чтобы наверстать упущенное, я выступила инициатором проведения профессионального интенсива. Это феноменальный комплекс, который дает артистам балета возможность привести тело в порядок в кратчайшие сроки. Мы делимся профессиональными секретами с молодежью и объясняем, как быстро войти в форму.
— В режиме самоизоляции ваша школа нашла новый формат преподавания?
— Как ни странно, период пандемии оказался временем немыслимой активности — мы занялись мозговым штурмом. Оглянулись и поняли, что у нас есть драгоценная возможность создать концепт, позволяющий работать как с профессионалами, так и с любителями. В частности, мы разработали специальные программы, которые прекрасно готовят ребенка к занятиям балетом. Я всячески поддерживаю родителей, осознающих, что балет совершенно необходим для развития ребенка, и теперь появились новые возможности для работы с самыми юными учениками.
— Также стало понятно, что из онлайн-формата мы не выйдем, потому что возникла потребность в межрегиональных и международных трансляциях. Если люди хотят быть причастными к нашим культурным программам, а живут при этом далеко, именно онлайн-формат позволяет им это сделать. В общем, пандемия помогла многое осознать, и сейчас мы готовимся к открытию новой студии.**- Сегодня многие говорят, что преподавание теперь вообще надо вести исключительно в онлайн-формате. А вы что думаете по этому поводу?
— Балет без личного контакта педагога и учащегося невозможен, хотя онлайн-формат тоже важен, но искусство классического танца можно передать только «из рук в руки» и «с ног на ноги», по-другому просто не получится. К тому же, чтобы заниматься с детьми, и вовсе необходима особая энергетика, эмоциональная вовлеченность. Поэтому мы все в этот сложный период еще больше оценили значение настоящей личности в педагогике. А еще в полной мере прочувствовали, насколько уязвима творческая сфера.
— Ваша дочь Надежда последует за вами в профессии?
— В первую очередь хочу еще раз сказать мамам всех девочек: балет — это самая важная составляющая в воспитании. Ученицы наших школ приходили к нам с огромными проблемами: неуклюжими, неловкими, неграциозными, но теперь это все позади! Поэтому, разумеется, для своей дочери выбираю как главный приоритет именно балетное образование, а станет ли балет для нее профессией, я не знаю. Во всяком случае, мечтаю, чтобы и моя дочь, и все остальные девочки были стройными и с хорошей осанкой.
— Сейчас нередко балетом начинают заниматься взрослые женщины. Вы это приветствуете?
— Безусловно. В Европе, например, очень много балетных студий, рассчитанных на любителей хореографии. В свое время меня это покорило, и я захотела сама создать школу для взрослых женщин — по своему собственному методу. Что и сделала. И, кстати, сама вела по нему занятия в организованных для любителей группах.
У меня всегда была своя собственная гимнастика, которая максимально эффективно прокачивала все мышцы, и мне хотелось увести женщин из спортивных залов. Считаю, что железные тренажеры не для женщин. Мои рекомендации — балетные уроки под фортепианную музыку и никакого железа! Предлагаю упражнения, которые прорабатывают проблемные женские зоны и при этом дают очень хорошую дыхательную нагрузку.
— В следующем, 2021 году, будет отмечаться 85-летие со дня рождения вашего знаменитого отца, Мариса Эдуардовича Лиепы. Что-то планируете в этой связи подготовить вместе с братом Андрисом?
— Мы были бы счастливы создать музей отца в Риге, у нас есть там семейный дом с небольшим садом (наш дедушка выращивал розы и лилии в честь бабушки, которую звали Лилия). Мечтаем о небольшом музейном комплексе, но пока нет такой возможности. Брат сейчас является руководителем балетной труппы Государственного академического Большого театра в Ташкенте. Но, тем не менее, я уверена, что Андрис обязательно организует вечер, посвященный отцу. Также в этом году — 95 лет со дня рождения великой балерины Майи Плисецкой, и Андрис участвует в большом проекте по приглашению Родиона Константиновича Щедрина. Вообще мне кажется, что очень важно вспоминать великие имена, потому что это мостик между прошлым и будущим.
— Балет, на ваш взгляд, искусство для избранных?
— Балет — это искусство, которое постоянно развивается, и очень радует, когда массовый зритель, который не воспитан в классических балетных традициях, вдруг открывает для себя искусство классического танца.
Анжела Якубовская
«За Калужской заставой»