Громкой славе она предпочитает тихую жизнь
Популярность не вскружила ей голову: «Все обожают не меня, а моих героинь, а я на них совсем не похожа. В жизни я стеснительная, серьезная и спокойная».
«Пусть дадут диплом, что я — артистка»
Ирина Муравьева родилась 8 февраля 1949 года в Москве. Ее отец был военным инженером, сразу же после окончания школы добровольцем ушел на фронт, дошел до Германии. Там он встретил свою любовь, девушку, которую когда-то угнали немцы.
Воспитанием дочки занималась именно мама – она шила для нее прекрасные наряды, следила за тем, чтобы девочка хорошо училась в школе, ругала Ирину даже за четверки. Вплоть до десятого класса Муравьева играла в куклы. Она мечтала стать учительницей, а потому часто представляла, как ведет уроки в большом классе. Но однажды, побывав в театре, решила, что обязательно будет играть на сцене. Окончив школу, Ирина подала заявления сразу во все театральные вузы Москвы, вот только ни в один не попала.
«Мои родители не имели к искусству никакого отношения. Поэтому, когда я им сказала, что хочу быть артисткой, они ждали, когда это «рассосется». В первый год я поступала, но безуспешно, — вспоминает Муравьева. — Тогда взрослые меня усадили дома на табуретку и спросили, что я собираюсь делать дальше в жизни. «Пойду работать уборщицей в школу-студию МХАТ», — гордо объявила я. Они пожали плечами и отправили меня на работу в строительный институт. Там мне дали место в полуподвале, вручили картотеку с названием книг по строительным материалам, которые я читала по слогам. На будущий год я опять стала поступать, но подключилась мама. Она ходила на вечернюю физкультуру, туда же ходила кассирша театра им. Вахтангова. Кассирша поговорила с педагогом Щукинского училища, мы договорились, что я к нему приду, он послушает, как я читаю, если ему не понравится — в грубой форме отрежет. Я пришла, почитала монолог, он посадил меня рядом и в грубой форме мне все отрезал. Домой я вернулась со словами: «Он ничего не понимает».
Тогда кассирша договорилась, что я буду читать свой монолог Цецилии Мансуровой. Это была старенькая, но гениальная актриса того времени. Помню, когда пришла к ней домой, она в халатике со своей уборщицей двигала холодильник. Это меня потрясло. Я ей почитала, и она говорит: «Можешь поступить». И когда я прошла в театральном все туры, я ей позвонила, и она снова дала мне совет: «Иди, девочка, в детский театр. Тебе там будет хорошо». Во время учебы я тогда думала: «Господи, в Москве после окончания вуза меня все равно никогда не оставят. Пусть дадут диплом, что я — артистка». Я уеду в маленький город и буду играть там большие роли. Хорошо, что этого не случилось».
«Мое сердце всегда оставалось и остается в театре»
Ирина была принята в драматическую студию при Центральном детском театре, где потом проработала семь лет, играя преимущественно мальчиков, а также животных и птичек-невеличек. Тогда же устроилась и личная жизнь актрисы: в 1973 году она вышла замуж за режиссера театра Леонида Эйдлина. В этом браке на свет появились два мальчика.
Позднее творческая биография Ирины Муравьевой продолжилась в Театре имени Моссовета, где она прослужила 16 лет. Параллельно Муравьева окончила ГИТИС, и в 1993 году по приглашению Юрия Соломина перешла в Малый театр, где играет до сих пор. Значительную роль в судьбе актрисы сыграл кинематограф, зрители запомнили ее уже после кинодебюта, когда в 1974 году она снялась в картине режиссера Самсона Самсонова «Чисто английское убийство». А
спустя несколько лет сыграла в знаменитой ленте «Москва слезам не верит». Картина сразу же стала культовой. Но Муравьева ее не пересматривала: «Я вообще не люблю это делать. Это же противоестественно – смотреть на себя со стороны! Был, правда, случай, когда через много лет после того, как вышел фильм «Самая обаятельная и привлекательная», я все-таки его проглядела от первого до последнего кадра. Мне вообще становилось неудобно, если люди про него вспоминали. Казалось, очередной серый фильм ни про что. Нечто из жизни насекомых в КБ. Так вот. Мы были где-то на гастролях, я вернулась в гостиницу после спектакля, включила телевизор и вижу – показывают «Самую обаятельную». Дай, думаю, посмотрю. Закрыла номер на ключ, чтобы никто не увидел, что я делаю, и вдруг вижу – это же замечательный фильм!»
Несмотря на то, что в кино Муравьева чаще играла ущемленных и брошенных женщин, в жизни все происходило «с точностью до наоборот»: «У меня был любящий муж, выросли дети, есть работа, друзья, родные. И когда меня спрашивают, в чем секрет, я отвечаю: в доли везения и женской мудрости. А наша профессия хороша тем, что есть возможность выбора. Если в жизни не хватает накала страстей, слез и переживаний, можно выбрать роль, позволяющую хотя бы в кино испытать эти эмоции».
Дети Муравьевой вовсе не выросли за кулисами театра. «Мы с мужем занимались сыновьями по очереди, — говорит Ирина. — Знаете, многим артистам дети мешают. Мои меня всегда только вдохновляли. Я их ни в чем не обделила. Отказывала режиссерам, если съемки фильма проходили не в Москве. Поэтому для сыновей я прежде всего мама, а не артистка. Я приходила домой, и мне никто не хлопал в ладоши, все ждали, когда я накормлю их ужином. Дети не ходили на мои театральные премьеры. Я никогда не говорила им: «Сегодня у вашей мамы спектакль. Идем и мучаемся». Старший мой сын Даниил стал юристом, младший Евгений учился на продюсерском факультете в ГИТИСе». Оба сына снялись в сериале «С новым счастьем!» в эпизодических ролях. У актрисы есть два внука.Му
равьева тяжело пережила смерть мужа, помогла ей только поддержка близких и работа в театре. Сегодня в кино она снимается редко – «Не родись красивой», «Спас под березами», «Одна ночь любви». За роль второго плана в лирической комедии «Китайская бабушка» Муравьева получила премию «Ника» в 2011 году. «Моя жизнь сосредоточена сейчас на Малом театре. И отношение мое к театру не изменилось ничуть, никогда даже мысли не возникало поменять его на что-то иное. Я просто счастлива, что работаю здесь, и не представляю другого места, где мне было бы так же хорошо. Все мое сердце всегда оставалось и остается в театре».
Подготовила Лина Лисицына,
по материалам «Сегодня» , Peoples.ru, «Литер»