Ивана Щеглова многие помнят по сериалам «Воронины» и «Стажёры». Иван — один из ведущих артистов в труппе Москонцерта, также он известен своими выступлениями с моноспектаклями на стихи поэтов.
— Сложно ли поступить в театральный?
— Конечно. В первый раз я, провинциальный мальчик, приехал в Москву поступать в театральный и был уверен, что меня сразу возьмут во МХАТ. Оказалось, всё не так, никому я не нужен. Помню, меня тогда очень расстроило, что несколько раз в метро было так, что турникеты больно ударили по рёбрам, когда я проходил, оплачивая проезд. «Меня даже метро не уважает», — думалось мне. Я тогда вернулся в Калугу, поступил на режиссуру, потом узнал о подготовительных курсах в Школе-студии МХАТ в Москве, вернулся… И навсегда запомнил первое занятие. Мы сели в круг, и декан актёрского факультета нас огорошил: «Моя задача вас отговорить. Бегите из этой профессии. Не стесняйтесь, дверь открыта». Он рассказал, что из недавнего потока лишь один студент поступил в театр, с другого потока один стал звездой кино, а есть потоки, с которых все студенты ушли в другие профессии. После его слов двое и, правда, ушли.
— Но вы решили не сдаваться и в следующем году поступили во ВГИК на курс Владимира Меньшова. Хотели именно у него учиться?
— Да. Во МХАТе нам сказали, что нужно поступать не в институт, а в мастерские тех, у кого хочется учиться. Владимир Меньшов был для меня именно таким человеком. Конкурс был бешеный. И мало было пройти творческий конкурс и сдать экзамены: всё решала личная беседа с Меньшовым. Он лично смотрел будущих студентов: разговаривал с ними о культуре и искусстве, задавал вопросы о художественных произведениях. Помню, многие тогда на вопрос о любимом художнике отвечали: «Шишкин». Когда он услышал этот ответ в седьмой раз, даже рассмеялся: «Что ж вы одного и того же художника называете? Других не знаете?»
Со мной всё было иначе. Он расспросил меня о семье, дал много наставлений о том, что стоит почитать и поизучать, и отпустил. Я растерялся. А мне сообщили: «Владимир Валентинович хочет вас видеть на курсе». Когда я узнал, что буду учиться у Владимира Меньшова, испытал шок. Ведь это именитый режиссёр и знаменитый актёр.
— Каким он был?
— Расскажу один случай. Однажды, месяца через полтора после начала учёбы, мы с ребятами группы засиделись с ним до пол-одиннадцатого вечера. Он вдруг смотрит на часы и говорит: «А теперь давайте спустимся к моей машине». Взял четверых ребят и выдал каждому по две сумки продуктов, чтобы все засидевшиеся студенты поужинали. Он многим из нас помогал, бывало, даже деньги давал: «Иди поешь». После института поддерживал связь с каждым из студентов. Мог позвонить: «Ну как твои пробы? Прошёл?» Он был очень простым для своего статуса. Слишком народным. Таким он запомнится навсегда и мне, и тем, кто у него учился.
— Как сложилась творческая карьера вашего курса?
— У меня, помимо работы в Москонцерте и съёмок в кино, одно из направлений работы — озвучивание кино и мультфильмов. Это и интересно, и финансово хорошо помогает. Две мои однокурсницы работают сейчас телеведущими, ещё несколько работают на телевидении продюсерами. Один парень стал режиссёром и ставит театральные спектакли. На нашем курсе не было массовости, Меньшов набирал индивидуальности. Нас было 11 человек, и абсолютно все остались в профессии.
— Сейчас вы много выступаете с моноспектаклями. Вам это ближе, чем съёмки в кино?
— Мне эта работа приносит огромное удовольствие. У меня есть моноспектакли по произведениям Есенина, Блока, Мандельштама, Заболоцкого, Пастернака, Окуджавы, Галича. Благодаря подготовке к этим спектаклям я изучаю культуру и историю, полностью погружаюсь в то время, в котором творил тот или иной автор. Читаю письма этих людей, смотрю, что происходило в мире. И неожиданно из литературы ты узнаёшь, почему в стране всё было так, а не иначе. Также я веду блог в YouTube, он называется «Иван читает».
— Читала в одном вашем интервью, что Меньшов учил своих студентов не размениваться и внимательно относиться к ролям.
— Да. И я хорошо понял, что он имел в виду, когда попал на съёмки сериалов. Сериалы снимаются по серии в день. Ребята часто учат текст буквально перед командой «Мотор!». На глубокую проработку персонажа времени совсем нет. В полнометражном фильме день может уйти на то, чтобы снять максимум полторы-две минуты рабочего материала. В полной мере ощутил это, снимаясь в фильме по сценарию Владимира Валентиновича «Дорога без конца». Когда-то я соглашался на любые роли, но теперь внимательно читаю сценарий, даже если мне предлагают небольшой эпизод, и часто отказываюсь… А ещё Меньшов всегда нам говорил: «Нужно делать браво своё дело — и судьба всегда тебе протянет руку». Неоднократно в этом убеждался.
В Москонцерт, например, я попал случайно. Однажды мне позвонили: «У нас тут парень слетел, а через три недели спектакль». У меня тогда был сложный период, денег почти не зарабатывал, я, конечно, согласился. Меня ввели в спектакль буквально за три дня, а в результате я остался в Москонцерте на постоянной основе. Если бы не Москонцерт, я бы не познакомился с большим количеством людей, которые пригласили меня в свои проекты. Знаю артистов, которые плюют в потолок и говорят, что они очень талантливые, а работы нет, потому что их просто никто не понимает. Так ничего не получится.
Елена Харо
«Северо-Запад»