Как Мартин Лютер Кинг менял американское общество

0
Водители автобусов могли вслух обзывать чернокожих «ниггерами» и «черными обезьянами»

Мартин Лютер Кинг родился 15 января 1929 года. Он вырос в состоятельной и религиозной семье. Глава семейства был священником, а мать активно вела в церкви общественные работы. Несмотря на семейное благополучие, за стенами дома родители не могли защитить ребенка от мерзкой реальности, которая угнетала всех чернокожих людей в США.

Американское общество, в котором они жили, было насквозь пропитано расизмом. Первый урок взаимоотношений, который получил 6-летний Мартин Кинг, был связан с его белыми друзьями. Когда настало время учебы, его приятели пошли в отдельную, для белых детей, школу. Не обратив на это внимания, Мартин продолжал искать общения, но всякий раз, когда он приходил к друзьям, их мать под разными предлогами отправляла его домой. Вскоре она напрямую сказала, что им больше не нужно играть вместе, потому что он цветной, а они белые. В 11 лет, во время ожидания матери в одном из городских магазинов, к Мартину подошла незнакомая белая женщина и сказала: «Это ты тот маленький черномазый ублюдок, который наступил мне на ногу», — и ударила его с такой силой, что у него потемнело в глазах.

Позже он поступил в колледж Морхауз, где занял второе место по красноречию. В его ораторской манере не было набожности и ополчения на грех, которая была свойственна риторам старой школы. В колледже Мартин Кинг начал в полной мере исследовать расовые проблемы. Он вступил в совет по связям между колледжами, который состоял из представителей как белых, так и негритянских учебных заведений. Дух сотрудничества этой организации убедил его, что среди белых есть те, кто готов оказать поддержку неграм.

В 1947 году Мартин был рукоположен в духовный сан и стал помощником пастора в баптистской церкви. Однажды один из его друзей поделился с ним мыслями, которые очень запомнились Мартину Кингу. Друг сказал, что священник должен быть современным, образованным, открытым миру человеком, которого больше захватывает сегодняшняя борьба добра со злом на земле, нежели желание найти в вере некое грядущее после жизни убежище, в котором можно спастись от всех мирских бед.

После прочтения «Христианство и общественный кризис» Уолтера Раушенбаха, Мартин пришел к убеждению, что любая религия, интересующаяся только душами людей и закрывающая глаза на социальные и экономические условия их существования, интеллектуально и духовно мертва. Он понял, что закоснелое расистское американское общество должно меняться, но нужно найти путь. Далее он познакомился с учением Ганди и Гегеля, которые значительно на него повлияли. В январе 1954 года Мартин прочитал в Монтгомери свою первую проповедь, названную «Совершенная жизнь в трех измерениях».

Обстановка в США накаливалась. Водители автобусов могли вслух обзывать чернокожих «ниггерами», «черными обезьянами» или «черными коровами». Во время 1955 года пять женщин и двое подростков были арестованы, а один мужчина был застрелен из-за того, что они отказались подчиниться требованиям водителей уступить место белому пассажиру. Когда некая негритянка Роза Парк по причине усталости отказалась уступить место белому мужчине, ее обвинили в нарушении муниципального закона о сегрегации, но отпустили под залог.

Несколько человек вместе с Мартином Кингом организовали бойкот. Всем, кому могли, они передали: «Не пользуйтесь автобусами, отправляясь на работу, в центр города, в школы или в какое-либо иное место Монтгомери». После этого образовалась новая негритянская организация «Монтгомерская ассоциация усовершенствования». Президентом этой ассоциации стал Мартин Лютер Кинг. В конце концов, Верховный суд Соединенных Штатов признал сегрегацию на городском транспорте неконституционной.

Акции протестов приобретали массовый характер. Начались сидячие демонстрации. Мартин Кинг выступал с речами о социальной несправедливости в различных сферах жизни и стал приобретать популярность среди чернокожего населения США. А через некоторое время два помощника шерифа появились в церкви Атланты и вручили Кингу постановление об аресте за фальсификацию налоговых деклараций. Дело было рассмотрено судом присяжных, которые вынесли оправдательный приговор. Позже американские власти арестовали Кинга на пять дней за организацию демонстраций в Бирмингеме. Оттуда он написал послание о борьбе за равноправие: «Письмо из бирмингемской тюрьмы».

«У меня есть мечта» — эта речь была произнесена в 1963 году, во время марша на Вашингтон, и стала вершиной успеха Мартина Лютера Кинга. Он выразил надежду, что и черные, и белые люди США будут мирно сосуществовать и будут иметь одинаковые права. «Я мечтаю, что однажды на красных холмах Джорджии сыновья бывших рабов и сыновья бывших рабовладельцев смогут сидеть вместе за братским столом», – говорил Кинг. Через год ему была присуждена Нобелевская премия мира, а президент США Линдон Джонсон подписал закон о гражданских правах, который запретил дискриминацию. В 1965 году в США был принят закон об избирательных правах, разрешающий чернокожим голосовать.

В поддержку бастующих рабочих, 28 марта 1968 года в Мемфисе была организована еще одна демонстрация Кинга. Там он произнес свою последнюю вдохновляющую речь. Через день, на балконе в мемфисском отеле, он был смертельно ранен снайпером. В 1968 году Конгресс США принял закон о запрещении дискриминации в жилищной сфере, который прекратил дискриминацию при покупке и аренде жилья.

Анна Баклага, «Дилетант-медиа»

Поделиться.

Ответить

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.