Однажды, работая под куполом Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге, Карл Брюллов пошутил: «Мне тесно! Я бы теперь расписал небо!» А площадь сферического плафона храма составляла более 800 квадратных метров… «В картинах было целое море блеска», – так говорил о работах мэтра живописи Гоголь. Именно из такого блеска был изготовлен тот ореол славы, который сопровождал Карла на протяжении всей его жизни.
«Умел придавать жизнь и грацию»
Искусствоведы создают целую классификацию направлений и обширную картотеку понятий, способствующих более четкому описанию художественного наследия мастеров кисти. Но есть личности, не вписывающиеся в общепринятые каноны, разрушающие сложившиеся стереотипы. Одним из таких талантливейших живописцев был Карл Павлович Брюллов.
Он родился 23 декабря 1799 года в Санкт-Петербурге. Потомок прадеда, прибывшего в Россию из Франции, сын живописца-миниатюриста, академика орнаментной скульптуры, Карл Брюллов с первых дней своей жизни находился в атмосфере искренней и глубокой любви к искусству. Благодаря домашним занятиям и редкостной одаренности Карл выделялся из ряда учеников академии, в которую он поступил в 1809 году. «Он умел придавать формам человеческого тела не условную правильность, а жизнь и грацию, дотоле незнакомые ученикам академии», — отзывался о художнике искусствовед Андрей Сомов.
Острый глаз, развитое чувство пропорций, точная, выверенная и одновременно пластичная постановка рисунка, подкрепляемая упорной практикой, позволили юноше обогнать в мастерстве своих однокашников. Брюллов яснее многих других ощущал веяния романтизма, пошатнувшего классические каноны и в литературе, и в живописи. Его все больше привлекал жанр портрета, позволяющий передать индивидуальные черты личности, отразить живой характер конкретного человека.
После создания в 1821 году в Петербурге Общества поощрения художников Карл Брюллов и его брат Александр были удостоены высокой чести стать первыми молодыми живописцами, отправленными за счет общественных средств в Европу. Знакомство с лучшими образцами живописи, скульптуры и архитектуры Германии, Австрии, Италии потрясло Карла Павловича. Готические храмы, полотна Тициана, Рафаэля, Леонардо, античные статуи перевернули его представление об изобразительном искусстве. Бурлящая вокруг жизнь все сильнее притягивала живописца своим многообразием и яркостью. За годы работы в Италии он практически полностью отошел от мифологических сюжетов и создал множество образцов великолепной жанровой и портретной живописи.
В стремлении познавать новое Карл Брюллов освоил самые различные изобразительные техники. Его интересовало все – масло и акварель, сепия и рисунок. В свои произведения художник вложил собственное понимание живописи, значительно расширившееся под влиянием знакомства с лучшими образцами работ старых мастеров, тонкое чувство формы, удивительную пластичность.
В портретной живописи Брюллов создал отдельное направление, названное романтическим портретом, в котором существенную роль играл цвет, помогавший выразительнее и ярче передать настроение и характер персонажей. Мастерство живописца росло. Если некоторые из ранних его портретов напоминали глянцевые картинки, то в более поздних работах Брюллов сформировался индивидуальный почерк, благодаря которому появились уникальные психологические образы.
Любимая возле вулкана
Карл работал все интенсивней и интенсивней, он имел некий страх перед исчезновением даруемой ему сверху энергии. Энергия приходит так неожиданно, как и уходит, поэтому необходимо спешить. Появление же её Карла Брюллова заставляло напрягать все силы, пока дарованная энергия не исчезнет. Брюллов говорил, что он завидует великим, которые трудились постоянно, как будто их никогда оставляло вдохновение. Карл говорил, что он не может так работать.
Ему было скучно заниматься самим процессом писания красками. Именно это обстоятельство объясняет немаловажную особенность написания картин у Брюллова — у Карла было много незавершенных полотен. Брюллов не раз признавался в скуке, которая посещает его. Можно сказать, что темпераментность Брюллова делала его менее выносливым на длинных дистанциях в написании картин. Он старался писать «короткие» картины в малых формах – акварельные миниатюры.
Но главным достижением живописца современники признали его поистине монументальное историческое полотно «Последний день Помпеи». На создание картины, размер которой составил около 30 квадратных метров, потребовалось целых 6 лет! Триумф и слава обрушились на мастера. Флорентийская Академия художеств присвоила художнику за это полотно звание профессора первой степени. Картину выставляли на Парижском салоне в Лувре, после чего отправили в Петербург. Император Николай I, увидев шедевр, пригласил художника на личную встречу для вручения лаврового венка. А вот еще любопытный факт — на картине «Последний день Помпеи» Брюллов несколько раз изобразил свою возлюбленную — Юлию Самойлову — в образе двух матерей на переднем плане, а также девушки в розовой тунике, а уже за ней — собственный портрет.
Вдохновленный успехом, в 1834 году Брюллов принялся за новую работу на историческую тему — «Смерть Инессы де Кастро». Художник изобразил часть трагической истории о запретной любви придворной дамы к португальскому принцу Педру I — фаворитка в итоге была казнена по решению королевского совета. Однако картину в Европе встретили холодно, а критики назвали Брюллова мастером «исторических анекдотов».
В 1843 году Брюллов начал расписывать плафон купола только что построенного Исаакиевского собора. Штукатурка была еще сырой, плохо ложился грунт, отслаивалась краска. Некоторые изображения приходилось перерисовывать. В помещении было влажно, прохладно и гуляли сквозняки. К тому же в храме тесали мрамор и гранит, и в воздухе висела мелкая пыль. Брюллов серьезно заболел и был вынужден просить об освобождении от работ. По эскизам Брюллова роспись купола заканчивал художник Петр Басин.
Тяжелый труд над росписью Исаакиевского собора и петербургский климат подорвали здоровье Карла. У художника обнаружилась серьезная болезнь сердца, вынудившая его отправиться на лечение сначала на остров Мадейру, а затем в Италию. Еще несколько лет он смог время от времени посвящать себя живописи прежде, чем умер в местечке Маршано близ Рима.
Источник: «Карл Брюллов. Сайт художника» , culture.ru