Знаменитой артистке исполняется 75 лет
Клара Новикова — представительница разговорного юмористического жанра, который только кажется легким. Но ей удается шутить тонко и интеллигентно.
«Отец был со мной жесток»
Она родилась 12 декабря 1946 года в Киеве, назвали ее в честь папиной мамы. С самого детства Клара видела себя только артисткой: впервые она вышла на сцену в роли своей сверстницы — девочки-партизанки, приняв участие в художественной самодеятельности, когда отдыхала у тети Эти в Володарске. Но родители не считали, что Кларе нужно думать об артистической карьере. «Отец был со мной достаточно жесток, — вспоминает Новикова. – Он был уверен, что женская профессия – это все, что связано с белыми халатами, не более того: повар, медсестра, воспитатель, лаборант. И помню, мне всегда хотелось доказать ему, что, несмотря ни на что, артисткой я все-таки буду. А он даже потом говорил маме: «Но она же все равно не Райкин».
Когда в девятом классе Клара обрезала свои длинные волосы, родители восприняли это как неправильный поступок. После этого девушке запретили ходить в театры, на праздники к друзьям. Ей разрешалось только учиться. После школы она попыталась поступить в театральный, но ее не взяли. Тогда Клара подала документы в эстрадно-цирковое училище, а потом попала по распределению в Кировоградскую филармонию. Жила там в общежитии, пока не вышла замуж.
Ее первого супруга звали Виктор Новиков, он был барабанщиком, работал вместе с Кларой и очень ее любил. А вот она стала его женой назло другому – конферансье в филармонии, с которым у артистки был безумный роман. В какой-то момент Клара узнала, что тот давно ей изменяет, и согласилась стать женой Новикова. Медовый месяц провели в гастрольных поездках. Лишь потом Клара рассказала родителям, что вышла замуж, знала, что для них это станет шоком: «Отец очень рассердился. Кричал: «Я еще понимаю — скрипка, но барабаны! Что на них можно сыграть?» Витя был щуплым, папа называл его «мужчинка». На вопрос, почему они с Виктором расстались, Клара лишь пожимает плечами.
«Тетя Соня живет во мне»
В 1974 году Новикова набралась мужества и подала документы на конкурс артистов эстрады в Москве. Она там никого не знала и в глубине души боялась, что шансы на успех невелики. Подготовила номер по рассказу малоизвестного автора из Одессы. И заняла первое место, разделив его с Геннадием Хазановым, уже тогда гремевшим по стране со своим кулинарным техникумом.
Председателем жюри конкурса был Аркадий Райкин, он позвал Клару работать в свой театр, однако Новикова отказалась: «Мне хотелось состояться самой, а у него даже замечательные артисты никогда не были первыми. Он был всегда над всеми. Некоторые, как Роман Карцев, там начинали, но освободились, вышли – и только тогда состоялись. Те, кто посвятил себя Райкину, так и остались вторыми».
Клара Борисовна создала на эстраде сотни образов, самый известный из которых – тётя Соня: «Я ее очень люблю. И она живет во мне уже какой-то своей жизнью. Тётя Соня оказалась близка людям, хотя никогда не была какой-то красавицей-умницей. Но она вне политики, вне каких-то не ею установленных правил. Вот на экране ее давно уже нет, но когда я приезжаю куда угодно, меня просят быть хоть немножко тетей Соней. Даже в Одессе ее приняли, а это уже о многом говорит».
Вторым мужем Новиковой стал журналист Юрий Зерчанинов. Они познакомилась задолго до того, как сыграли свадьбу. Юрий Леонидович работал в очень популярном в то время журнале «Юность». Он позвонил, чтобы договориться об интервью, и просто очаровал Клару удивительным тембром голоса. «Вообще для меня очень важно, как звучит голос, я сразу же пытаюсь себе представить, кто же является его обладателем», — признается Новикова. Вот только увидев Юрия, она была немного разочарована, ведь представляла его себе совсем иначе, а пришел мужчина с длинными волосами и в свитере до колен.
Однако вскоре вспыхнул роман, сыграли свадьбу. Муж был старше Клары на 14 лет, у него были проблемы с сердцем. В какой-то момент ему сделали сложную операцию, однако та повлекла за собой ряд серьезных осложнений, и в начале сентября 2009 года Зерчанинов вновь оказался на больничной койке, с которой ему уже не было суждено подняться.
Дочь Клары Борисовны, Маша, уже взрослая, живет отдельно. «По профессии она театральный критик и поэтому имеет право критиковать меня как профессионал, чем нередко пользуется. Спуску мне не дает! – говорит Новикова. — Вообще, Маша человек очень самодостаточный, на все имеет свое мнение, со мной она не советуется. У меня есть внучка Аня и внуки Алексей и Андрюшечка. Бабушкой они меня никогда не называют, обычно по имени. И я совсем не против!»
Сама Клара всегда очень яркая, прекрасно выглядит. «Женщина и не должна быть серой мышкой, — говорит артистка. — Я не люблю ничего среднестатистического. Главное — харизма! Есть женщины, которые, например, любую тряпку на себя наденут так, что все ахают. Я из их числа. Моя профессия предполагает, что люди ждут чего-то необычного — значит, нельзя их разочаровывать. Знаете, бывают люди-везунчики, которым всё само идёт в руки и счастье сваливается на голову. Я же всего достигла не благодаря чему-то, а вопреки. У меня было очень много испытаний, сопротивлений и преодолений, но именно они приумножили мой жизненный опыт. Я люблю радоваться жизни, хочу играть, выступать, у меня глаз горит. Когда перестану хотеть, умру. Безумно хочется как можно дольше играть на сцене и радовать публику».
Подготовила Лина Лисицына,
по материалам «Невское время» , «Алеф» , «Звездный бульвар»