Режиссер Клод Лелуш работал во всех жанрах и за свою карьеру снял более сорока фильмов. Наибольшую известность ему принесла мелодрама «Мужчина и женщина», которая завоевала два «Оскара» в 1966 году.
«Камера обладает неограниченными возможностями»
Клод родился 30 октября 1937 года в Париже. «Я считаю себя ребенком кино, — заявляет Лелуш. — Мои родители встретились в кинозале на сеансе фильма. Они были влюблены в кино, и 9 месяцев я смотрел фильмы в утробе матери. Отец начал снимать меня уже в младенческом возрасте. Первым, кого я увидел на экране, был я сам, в ползунках. Во время войны кино, возможно, спасло мне жизнь. Нас искало гестапо (отец был алжирским евреем), семья пряталась в подвалах, а меня мама отдавала служащей кинотеатра и забирала после последнего сеанса. Мне было всего четыре года, и я был шаловливым ребенком, но на экран, помню, мог смотреть как завороженный часами. Там люди казались мне красивее, умнее, смелее и интереснее, чем в жизни. До сих пор считаю, что кино должно показывать реальную жизнь, но в более совершенном виде».
Клод Лелуш никогда не отличался хорошими оценками и поведением в школе: он бесконечно прогуливал, переходил из одного учебного заведения в другое и думал только о кино. Отец поставил ультиматум: или хорошие выпускные отметки, или новенькая камера и полное отсутствие материальной поддержки. Конечно, Клод совсем не приложил усилий, тем самым приблизившись к своей мечте – снимать кино.
Первые работы Лелуша – это множественные корометражки. Он снимал различные ролики, которые не принимал ни один телеканал, но надежды не терял. Денег не хватало, Лелуш утопал в долгах.
«Много как будущему режиссеру мне дало то, что в Москве я совершенно случайно попал на “Мосфильме” на съемочную площадку “Летят журавли” Михаила Калатозова. Наблюдая за его работой, понял, что главное действующее лицо фильма — это камера. Прошло много лет, но я только утвердился в этой мысли. Камера обладает неограниченными возможностями, властью сделать актера красивым или уродливым. Она способна летать, уходить под землю, плавать под водой. Я влюблен в этот магический предмет. Она стала для меня экспериментальной лабораторией. Со временем я заметил, что моя камера больше всего любит глаза актеров».
История двух одиноких людей
На вершину признания и успеха Лелушу помог взобраться кинофильм «Мужчина и женщина», при создании которого он выступил сценаристом, режиссером и оператором. Сюжет возник в его голове спонтанно, как будто его продиктовали неведомые силы свыше. Клод Лелуш проезжал мимо пустого зимнего пляжа в Довиле и заметил неспешно бредущую сквозь туман женщину с ребенком и собакой: «Отвернувшись, я потерял женщину из виду. И все же и она, и ее ребенок со мной, пока я иду к машине. Я представляю себе, как одинок ребенок в религиозном пансионе, затерянном в нормандской глуши. Я представляю себе отчаяние его матери, которая после слишком короткого уикенда вынуждена покинуть ребенка, чтобы вернуться в Париж.
Я устало сажусь в “Мерседес”, достаю из бардачка блокнот и начинаю писать. Слова приходят сами, словно под диктовку. Это история двух одиноких людей. Секретарши кинорежиссера, чей муж, каскадер, погиб. Разведенного мужчины, автогонщика, влюбленного в свою машину. У нее девочка, у него мальчик. Оба ребенка почти ровесники и воспитываются в интернате в Довиле. Родители встречаются через посредничество детей. Таково начало любовной истории в приглушенном звучании, на фоне кино и автомобильных гонок».
После провала предыдущей полнометражной ленты «Великие мгновения» Клод Лелуш не без доли самонадеянности верил, что сможет привлечь в свой новый проект больших кинозвезд. Первым, к кому он обратился, стал Жан-Луи Трентиньян, идеально подходивший на роль главного героя — помимо безупречных внешних данных и таланта, у актера были навыки потомственного автогонщика. Трентиньян, некогда очарованный криминальной комедией «Девушка и ружья», выражал желание поработать с молодым режиссером в будущем, чем Лелуш не преминул воспользоваться и не прогадал.
Актер согласился участвовать в новаторской мелодраме после первого же звонка, когда та существовала еще только на уровне идеи. С поиском исполнительницы главной женской партии дела обстояли несколько сложнее. Первая претендентка — Роми Шнайдер на встрече с Лелушем в пух и прах раскритиковала его предыдущие работы и отказалась от сотрудничества. Рассказывая об этом поражении Трентиньяну, режиссер обмолвился, что теперь видит в роли Анн любимицу Феллини Анук Эме, которая оказалась близкой подругой Жана-Луи. После переговоров с общим агентом дружественных актеров Жераром Лебовичи, выбившим для звезд гонорар 50 тыс. франков каждому, экранная пара Эме/Трентиньян была утверждена.
Оставалось найти исполнителя на третью главную роль — автомобиль известной марки. Здесь Лелушу, получившему отказ практически от всех крупных автопроизводителей, но не отчаявшемуся, снова помогла удача. Совершенно случайно он познакомился с владельцем компании «Форд Франс», который оказался большим поклонником Мориса Трентиньяна и сам вызвался предоставить фильму с участием племянника знаменитого автогонщика «Форд Мустанг» — модель, вдохновленную «Астон Мартином» агента 007, а потому популярную и киногеничную.
«Женщины взяли верх»
Итак, к началу съемок режиссер ликовал, что смог заручиться поддержкой столь известных исполнителей, но по законам избранного мелодраматического жанра на долю Лелуша выпало еще одно испытание. В первый же съемочный день Анук Эме отказалась участвовать в сцене на катере. Актриса ни в какую не соглашалась подняться на борт судна и настаивала на том, что «Феллини, например, прекрасно обходится рирпроекцией», тогда как экс-документалист Лелуш придерживался манеры «синема верите» (кстати, по этой причине персонажей фильма зовут практически так же, как и актеров) и был против ненужных дорогостоящих инсценировок. В отчаянье режиссер среди ночи обзванивал всех актрис, чьи номера были в его блокноте, пытаясь найти замену несговорчивой Эме. Однако в 8 утра непредсказуемая звезда появилась на площадке, дисциплинированно отработала и в дальнейшем, по воспоминаниям Лелуша, живо участвовала в творческом процессе, предлагала смелые идеи, с азартом экспериментировала и импровизировала.
На съемки картины было выделено 40 тысяч долларов, а режиссеру, изначально планировавшему снимать в черно-белом цвете, поставили условие: фильм должен быть цветным. Однако бюджета не хватало даже на покупку цветной пленки, в результате именно маленькому финансированию «Мужчина и женщина» обязан своим главным приемом, в котором и зрители, и кинокритики увидели глубокий смысл. Режиссер решил чередовать цветные сцены с черно-белыми: счастливое и наполненное радостью прошлое главных героев показано в красках, а безжизненная действительность монохромна.
Несмотря на то, что срок приема заявок на Каннский фестиваль истек, «Мужчину и женщину» включили в основной конкурс. В результате фильму достался главный приз Канн и пять номинаций на «Оскар», две из которых – за «Лучший зарубежный фильм» и «Лучший сценарий» — стали для Лелуша победными.
В прошлом году лента отметила 50-летие. Когда режиссера спросили, сильно ли изменился мир за эти годы, он ответил: «Женщины взяли верх, женщины теперь руководят. Мы изменяли им, лгали им, а теперь они спокойно могут обходиться и без нас. Женщины поняли, что не могут зависеть от нас, ведь нам нельзя доверять. Именно поэтому мужчины боятся женщин».
Лелуш был четырежды женат и каждый раз разводился. «Брак — это преступление против любви, — утверждает режиссер. — Я не любитель этой формы отношений. Каждый раз шел на это только потому, что чувствовал: это именно тот подарок, который от меня ждут. Женщины всегда сами делали мне предложение. К сожалению, не умею им отказывать. Я игрок, не боюсь идти на риск. Каждый раз говорю себе: “С этой женщиной я смогу рулить еще быстрее!” Но часто выясняется, что подруга твоей жизни не акселератор, а настоящий тормоз. Я за браки в стиле деловых контрактов: на 3-6-9 лет. Это было бы гениально — неоднократно жениться на одной и той же женщине».
Бывало, что он влюблялся в своих актрис, иногда ему удавалось удерживаться от этого: «Давая указания на съёмочной площадке, ты порой говоришь актрисе такие интимные вещи, которые не сказал бы даже жене. И эта неопределённость отношений, когда ты балансируешь на грани романа, дарит огромное наслаждение. Это опасная игра, но в неё играют все! К тому же если ты восторгаешься актрисой, то сможешь сделать её такой же желанной и для зрителя».
Самая красивая любовь в его жизни была короткой. Во время съёмок фильма «Жить, чтобы жить» он трогательно ухаживал за Анни Жирардо. Она, замученная спивающимся мужем, приняла любовь Клода, но по окончании съёмок отказалась продолжать отношения. По её словам, Лелуш был слишком нежным.
«В прошлой жизни я был отпетым вруном»
В 2000-е годы он сильно сбавил скорость и сам это признает: «Я снимал много чепухи, повторялся и заплатил за это очень дорого. Период творческого застоя продлился 7 лет. Я оставил ринг, как боксер, который чувствует, что не способен продолжать бой. Был в полном нокауте и в финансовом отношении. По-моему, у режиссера не может быть никаких извинений, когда его фильм не пользуется успехом. В таких случаях я признаю себя виновным».
Кстати, нельзя сказать, что критики и коллеги по профессии его обожают. «Я всегда предпочитал идти собственным путем, — поясняет Лелуш. — Я примерно одного возраста с Жаном Люком Годаром и вырос одновременно с проповедуемым им направлением французской “новой волны” в кинематографе. Смотрел их фильмы, но они казались мне скучными. После успеха “Мужчины и женщины” Франсуа Трюффо сказал мне: “Это потрясающий фильм!” Он хотел воспользоваться моим успехом и представить меня в своем журнале Les cahiers du cinema как дитя “новой волны”: мол, это направление выросло и развилось удачнее других, фильм “новой волны” завоевал такой успех, стал известен во всем мире. Я ответил ему: “Стоп! Я никогда не принадлежал к “новой волне”. Но я благодарен вам за то, что вы наглядно показали мне, как не надо снимать”. Это ему страшно не понравилось, он решил, что успех вскружил мне голову. Но у меня на это никогда не было времени. Я всегда мчался вперед на полной скорости, думал о своем следующем фильме, который будет самым лучшим».
При этом Лелуш никогда не мог усидеть в режиссёрском кресле, работая и как сценарист, и как продюсер, и как оператор. Его участие во всевозможных жюри и комитетах объясняется вовсе не тщеславием, но искренним интересом к тому, что творится вокруг. Коллеги-кинематографисты порой склонны считать Лелуша просто каким-то киноманьяком: ведь он долгое время вообще не расставался с кинокамерой: иногда таскал ее с собой даже на званые вечера. И сейчас он по-прежнему верен идеалам своей ушедшей молодости: снимай всегда, снимай везде. «Я обожаю фиксировать на пленку окружающую нас действительность — такую, как есть, без прикрас, — говорит режиссер. — Я так люблю правду. Наверное, потому, что в прошлой жизни я был отпетым вруном».
Подготовила Лина Лисицына,
по материалам Tvkinoradio.ru, Peoples.ru, Dailyculture.ru