Не стало режиссера «Электроника» и «Чародеев»
Он выпустил не так и много фильмов, всего пять. Но они нашли своего зрителя и в кино, и на телеэкранах.
Один мог различать близнецов
Константин Бромберг родился 17 октября 1939 года в Харькове. В 1965 году окончил сценарный факультет ВГИКа. Впоследствии начал работать режиссером, художественным руководителем студии детских и юношеских телефильмов творческого объединения «Экран».
Первым его фильмом стала короткометражка «Длинный день Кольки Павлюкова», которая вышла в 1968 году. А настоящая известность к режиссеру пришла после ленты «Приключения Электроника». В 1979 году Бромберг объявил всесоюзный розыск: в картину требовались близнецы. Он неделями отсматривал пробы. Сотни претендентов, но все было не то и не те. Наконец, пришли ученики 23-й московской школы. Володя и Юра Торсуевы. Они оказались 368-ми!
Бромберг – единственный на съемочной площадке, кто каким-то чудесным образом различал близнецов. «Мы пришли к решению, что я буду Сыроежкиным, а Юра Электроником. Начали репетировать, и Константин Леонидович говорит, что что-то не так, поменяйтесь. Поменялись. Он говорит – вот теперь так!» – вспоминает исполнитель роли Электроника Владимир Торсуев.
Звездный состав сам за себя говорит о мастерстве режиссера. Николай Караченцов тогда был на пике популярности. Когда Бромберг предложил ему непривычную для актера роль в детском фильме, тот согласился, не раздумывая. Образ гротескного злодея ему так понравился, что позже он признавался: это одна из любимых его ролей.
Фильм пошел в прокат в нескольких десятках стран. Зритель требовал еще и получил, что хотел. Три года спустя, в 1982, Бромберг удивил новым шедевром. Его двухсерийная новогодняя комедия «Чародеи» по фантастическому сценарию братьев Стругацких вновь била рекорды и в прокате, и по пачкам писем от благодарных зрителей.
Однако история у картины была непростой. «Несмотря на то, что повесть «Понедельник начинается в субботу» была Аркадием и Борисом написана задолго до нашего знакомства, но только после выхода на экран «Приключений Электроника» у них возникла мысль, как по этой повести написать интересный сценарий и снять достойный фильм. Это мы начали обсуждать с Аркадием Натановичем, который жил в Москве. С ленинградцем же Борисом Натановичем (он был на семь лет младше брата) я поближе познакомился в 1981 году, когда над сценарием «Чародеев» началась наша полномасштабная работа».
В Америку переехал к дочке
В совместной со Стругацкими работе над фильмом режиссеру помог Андрей Тарковский: «С ним я был знаком ещё по учёбе во ВГИКе, где в одной секции мы занимались фехтованием, — вспоминал Бромберг. — Андрей был чуть старше меня и по возрасту, и по курсу. До нашей встречи, переписав девять раз вместе со Стругацкими их сценарий по книге «Пикник на обочине», наконец он снял фантастический фильм «Сталкер». От кого-то узнав, что я приступил к съемке фильма по книге этих писателей, Андрей хлопнул меня по плечу и сказал: «Тяжёлая выпала тебе доля!» И он оказался прозорлив».
Фильм решили делать музыкальным и веселым, выход запланировали к январю 1983 года. Когда уже должны были приступить к съемкам, возникла сложность с актерами. Новогодняя картина — это народная комедия. И потому Константин возражал против утвержденного худсоветом Сергея Проханова на главную роль. А параллельно ратовал за обаятельного Абдулова. «Картину «Чародеи» ждали все, это фэнтези для взрослых. Про волшебников в современном мире, где они все похожи на научных сотрудников», – отмечает кинокритик Александр Шпагин.
Этот фильм тоже расхватали на цитаты: «Видеть цель, верить в себя и не замечать препятствий!», «Каждый заблуждается в меру своих возможностей», «Что чокнутый, что влюбленный — это для медицины одно и то же», «Вот она, жизнь холостяцкая. Некому даже к черту послать», «Женщина всегда стремится стать такой, какой её хотят видеть», «Я его в прах превращу, в землю, в слякоть, в грязь, в это самое… — Всплывет», «Кто больше получает, это только бухгалтерия знает», «Либо убьётся, либо покалечится», «Убирайся вон! Пока я не развеяла тебя по ветру!», «Даром в этом мире ничего никому не дается. Даже дуракам. Это я не про вас», «В сфере услуг ещё, к сожалению, характер требуется: не докажешь — не получишь!».
В конце 1980-х годов Бромберг начал сотрудничать с телеканалом CNN и в конце 1990-х эмигрировал в США. В интервью газете Detroit Express режиссер рассказывал, что к отъезду его подтолкнула свадьба дочери. «Дочка вышла замуж и первая переехала сюда. Ей было тяжело без нас, да и внучка должна была родиться. Я стал уже не такой прыткий, как раньше, и, честно говоря, разваливалось все в стране, на дворе стоял 1997 год. Но думаю, что если бы моя дочка не звала нас, мы бы в Америку не переехали. Единственное, что подталкивало к иммиграции, это те события, которые происходили в России перед уходом Ельцина».
В Детройте он жил с женой Людмилой Визельман, которой не стало в ноябре 2019 года, дочерью Джинни Бромберг и внуком Даниэлем Корженяком. Мечтал снять продолжение «Чародеев», но реализовать эти планы так и не удалось. Сам Бромберг говорил, что сценарий для продолжения фильма был написан им еще совместно с Борисом Стругацким.
Также еще в 2003 году Константин поговаривал о съемках продолжения «Приключений Электроника». Это должен был быть 30-серийный сериал с рабочим названием «Приключения Электроника. XXI век». Сценарий также был уже готов, но все упиралось в отсутствие средств на производство.
«В США Бромберг ничем связанным с кино не занимался; одно время, помню, грезил какими-то удивительными планами передвижного музея с копиями мировых шедевров», – написал режиссер и сценарист Михаил Идов на своей странице в соцсети. 10 января Константин Бромберг умер в Детройте.
Подготовила Лина Лисицына,
по материалам «Мир» , Chayka.org