Жизнь Константина Ивлева проходит не только на съёмочной площадке. Он — шеф-повар, телеведущий кулинарных шоу «На ножах» и «Адский шеф», бизнесмен — основатель нескольких компаний и торговой марки, сети магазинов для кухни и целого кулинарного направления, организатор семейного фестиваля «Да, шеф!», автор серий кулинарных книг для взрослых и детей, обладатель телепремии ТЭФИ. Но главное — любовь к своему делу и уважение к людям — в нём неизменно.
О пользе колбасы
— Как начинается утро Константина Ивлева?
— Он открывает глаза и радуется новому дню: «Офигеть! 24 часа впереди, и можно столько всего переделать и сделать!» А потом завтракает — дома либо где-то в городе.
— Развей тогда уж миф о том, что не покупаешь колбасу и сосиски!
— Конечно, покупаю, и даже ем! Они входят в рацион любого гражданина нашей страны. И как бы ни хаяли — колбаса, сосиски и многое другое делаются по ГОСТу. Конечно, есть мракобесы-производители, которые делают из непонятно чего. Но сейчас народ сам отбивает тех, кто нечистоплотно занимается своей работой. Самое забавное заключается в том, что как бы люди ни ругали колбасу и сосиски, — по ночам хомячат чем? Колбасой! (Смеётся.) Кстати, знаешь о пользе колбасы?
— О пользе?!
— Не читала, как «Докторская» появилась? В Советском Союзе Министерство здравоохранения поставило задачу Министерству пищевой промышленности создать продукт, который бы восстанавливал пациентов после долгой болезни. И там придумали колбасу «Докторская». От неё человек начинал набирать массу: она делается из большого количества белка и мяса, которое взбивается, как тесто. Поэтому у «Докторской» — такой цвет и текстура.
Школа на кухне
— А как ты учился готовить?
— Чтобы я чего-нибудь ненужного не сотворил, мама, пока готовила, сажала меня на кухню. Я наблюдал. И когда пришёл в училище и открыл учебник по кулинарии — понял, что знаю всё, что там написано. Тогда с другом и поспорил на ящик портвейна, что окончу ПТУ с красным дипломом. И выиграл! Двоечник в школе, я окончил «путягу» с пятым разрядом повара! А первым серьёзным учителем можно считать французского повара Патрика Пажеса, с которым я встретился в ресторане «Ностальжи», и потом работал там су-шефом.
— В том, что Матвей (сын, 22 года), Маруся (старшая дочь, 10 лет) и Ника (младшая дочь, 2,5 года) наблюдают за тобой, сомнений нет. А помнишь первые блюда своих детей?
— Я считаю, что до восьми лет дети продукты портят, — но это и хорошо, потому что они занимаются развитием моторики рук. (Смеётся.) Матвей не просто наблюдал — мы с ним книжку сделали «Готовим на раз, два, три». Маруся первый салат сделала «битые огурцы», но по-своему… Ника пока не готовит, но активно развивает ресторанный бизнес! (Смеётся.) И по количеству приготовленной еды из пластика и дерева дочери меня превзошли!
— С Матвеем мне довелось познакомиться лично, и, если честно, у меня не было сомнений, что он станет поваром. Сильно удивилась, узнав, что он передумал…
— На время. Матвей с 10 лет постоянно находился со мной на кухне. Когда пришла пора определяться, он на три месяца пошёл поработать к моему другу и ученику Илье Захарову. Вернулся с заявлением: «Пап, я никогда не буду поваром! Вы демоны, а не люди: по 15 часов стоите на ногах, потом всю ночь гульбаните, а в 7 часов как ни в чём не бывало идёте накрывать завтрак!» Он понимает, что кормить людей — это гигантская ответственность и дисциплина.
— И что ты сказал сыну?
— Примерно следующее: для того, чтобы понять, что делать, — посмотри, как люди живут. Поездил по миру, посмотрел, а полгода назад отправился в Турцию — и открыл с нуля как су-шеф ресторан Антона Пинского. Сейчас уже ощутил все плюсы профессии и решил этим заниматься. Среди его сверстников многие пошли учиться на повара или уже работают. А руку-то к популяризации профессии приложил я, его папа! Это круто, что мы раскочегарили профессию до уровня рок-звезд! (Смеётся.)
— А девочкам поможешь, направишь?
— Направлю, но в любую другую сторону.
«Меня не волнуют время и возраст»
— Почти 10 лет зрители проводят свободное время в твоей компании. Но многих зрителей пугает твоя суровость и строгость…
— Поверь, если бы ты была на моём месте, тоже бы разошлась! Но постепенно я становился спокойным. А знаешь, почему? Я научил людей убираться на кухне! (Улыбается.) Мы с командой потратили огромное количество времени и средств на то, чтобы вбить рестораторам в голову, что они кормят людей! И второй момент: гости заведений стали «играть в Ивлева» — научились предъявлять претензии, отстаивать своё время и свои деньги. Они не боятся высказываться, отказываются платить, подают в суд и выигрывают, если им объективно что-то не нравится. Так, начиная с сезона шестого, поводов для гнева стало меньше… И нельзя забывать, что мы делаем шоу. Да, я в жизни достаточно эмоциональный человек, но ещё подкину процентов 10-15 эмоций! (Смеётся.)
— А бывало, что критиковали твои блюда, не зная, кто их автор?
— Я умею готовить и всегда пробую блюдо. Но бывает и такое. Надо нормально относиться к критике. Нельзя быть любимым для всех. И люди не всегда правильно умеют высказать свою точку зрения. Сказать, хорошо приготовлено или плохо, могут профессиональные повара, но мы иногда говорим: «Это не мой вкус!» (Улыбается.)
— Ты шеф, телеведущий и шоумен, ресторатор, автор книг… А чем бы ещё хотелось заняться, в чём себя попробовать?
— Я ещё на этом поприще не сделал всего, что хочу сделать. У меня есть единомышленники, и мы создали компанию «Ивлев групп», которая занимается большим спектром дел, связанных с кулинарией. В 2025 году запускаем продюсерский проект. Поверь, у меня ещё есть заряд!
— В 2024 году тебе исполнилось 50. Итожил то, что прожил?
— Меня не волнуют время и возраст. Есть заряд, и задора — телега и большой кузов. А дни рождения… Конечно, есть понимание, что жизнь подразделяется на года. Но если ты занят своим делом, если у тебя получается, ты кому-то нужен, можешь быть самим собой, — какая разница, сколько тебе лет?!
Светлана Марголис, «ЮВК»