Он играет в кино, написал сценарии к фильмам «Игра в правду» и «Упражнения в прекрасном». Телезрителям знаком по культовому сериалу «Склифосовский», где актер сыграл травматолога Сергея Куликова.
«На выпускном решил попробовать стать артистом»
Константин Юшкевич родился в семье инженеров 14 сентября 1969 года. Детство его было боевым и весёлым, пока на свет не появилась младшая сестра. Тогда 10-летнему Косте пришлось стать нянькой: «Я давно сестре говорил, что она мне детство испортила, – улыбается Юшкевич. – Вместо того чтобы гонять, я был вынужден ходить с коляской, баюкать её. Но я ей мстил: пока она не умела разговаривать, я её пугал. Например, мог гуашью лицо разрисовать и встать над кроваткой. Но когда она начала говорить, стала жаловаться, это стало невозможно».
Впрочем, даже наличие младшей сестры не мешало мальчику хулиганить. Так, например, в 9-м классе он с друзьями устроил чемпионат по настольному хоккею. Набрали команды, даже тотализатор сделали. Полуфинал играли дома у Юшкевичей. «Еще мы с семьей на папиной машине постоянно за грибами ездили, на рыбалку, — говорит Константин. — Чаще отправлялись в Челябинскую область – там такие озёра, точно что-то поймаешь».
Бывал и на охоте. Правда, там были свои нюансы: «Я с детства занимался стендовой стрельбой. Причём успешно. И из-за этого вносил негативные эмоции в охоту, потому что обстреливал взрослых мужчин, они как-то нервничали». Кроме активных увлечений, были и интеллектуальные. Так, мальчик был записан во все библиотеки, очень любил фантастику. А ещё был заядлым киноманом, не пропускал ни одного фильма, которые шли в кинотеатрах города. Но об актёрстве и не думал. Правда, ходил в театр миниатюр, но это так, баловство.
«И вот выпускной, мы какой-то КВН показывали. И, собственно, на выпускном решил попробовать стать артистом. До этого-то хотел быть военным, десантником, лётчиком гражданской авиации», — признается Константин. Что удивительно, он с первой попытки поступил в театральный институт. При этом успел отслужить в армии, жениться на однокурснице Ольге, с которой по сей день вместе. После окончания института вместе с друзьями организовал было театр, но то были лихие 90-е, так что через год всё само собой сошло на нет.
Как и многие товарищи, Юшкевич решил попытать счастья в Москве: «Пришли показываться в ГИТИС. Я очень разволновался, но всё-таки нашёл в себе силы. И меня взяли на второй курс, к Марку Захарову, фильмы которого я обожал. Но из театральных постановок видел только «Юнону и Авось». Что такое театр вообще, я понял, когда попал на актёрский курс. Мы были первыми студентами Марка Анатольевича. С нами занимались как с профессиональными артистами, не возились как с детьми. Он настоящий мэтр, и на нас, начинающих, разминал ленкомовские спектакли, то есть, это был такой серьёзный каждодневный тренинг. Мы видели, как великие артисты репетировали и играли, как Захаров создавал потрясающие комедийные ситуации на сцене».
«Художник по костюмам принесла нам стринги в цветочек»
В 1996 году Константин Юшкевич окончил ГИТИС и пришел работать в «Ленком». Этому театру актер отдал семь лет. Было непросто. По словам Константина Юшкевича, иерархия в репертуарном театре всегда напоминает армейскую. Не был исключением и «Ленком». В какой-то момент актер понял, что больше не хочет и не может мириться со спокойным, предсказуемым существованием, с привычными репетициями и спектаклями: «Все артисты — эгоисты: если ты не в числе первых, тебя это потом сожрет изнутри. У меня было немного спектаклей, зато много предложений сниматься: в какой-то момент встал выбор, потому что совместить 28 спектаклей в месяц и желание сниматься в кино невозможно. Решение принималось очень тяжело, но я о нем ни разу не пожалел. Если занимаешься любимым делом, а оно превращается в каторгу, все теряет смысл».
Надо было что-то менять. Выход нашелся в лице Виктора Шамирова. Он привлек Константина Юшкевича в антрепризу «Независимый театральный проект», где ставились современные пьесы. С тех пор актер с ним постоянно сотрудничал. Зрители полюбили его по спектаклям: «Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?», «Игра в правду» и «Ladies’ Night. Только для женщин».
Спектакль, заканчивающийся стриптизом в исполнении главных героев: Гоши Куценко, Марата Башарова, Эвклида Кюрдзидиса и Константина Юшкевича, неизменно вызывал бурный восторг у зрителей.
Поначалу решиться на это было непросто. Константин Юшкевич вспоминает: «На самом деле ужасно было поначалу, когда мы только вышли с этим новым, еще не освоенным форматом шоу, с жесткими диалогами. И когда готовились к проекту, художник по костюмам принесла нам эти стринги в цветочек, чтобы мы уже к ним привыкли, пообносили. Помню, как я их принес домой, показал жене, сказал, что готовлюсь к новой работе. Больше всего боялся, как будут реагировать родители, когда увидят спектакль, но они очень смеялись».
Когда-то Юшкевич думал написать сценарий – сборник всевозможных забавных историй, розыгрышей, произошедших с ним или с кем-то из его друзей на сцене, но потом эту мысль пришлось оставить в стороне: «В самом деле — то, что прозвучало в какой-то конкретный момент времени, при других обстоятельствах может просто не зазвенеть, важны именно обстоятельства, при которых произошло то или иное событие. Много забавных ситуаций было на спектакле «Игра в правду, который мы играли с Дмитрием Марьяновым, Гошей Куценко и Ирой Апексимовой.
Мы очень много возили этот спектакль, а когда играешь на чужой площадке, что-нибудь да случается. Был такой блок – сидят мужики, что-то выпивают, говорят о политике, и вдруг в зале поднимается ропот. Понятно, что мы говорим чуть провокационные вещи, но такая реакция, вроде и регион знакомый, и не первый раз со спектаклями. Оказалось, наш спектакль разбудил летучую мышь, которая стала летать по залу. Глупо было делать вид, что ничего не происходит, мы эту тему всячески обшутили, да и народ в зале повеселился».
«Есть роли, которые требуют полного погружения»
В кино актер долго появлялся во второстепенных ролях, но потом засветился в популярных сериалах, сниматься в которых никогда не считал зазорным: «На Западе уже поняли, что сериалы по мощи воздействия на зрителей перекрывают полный метр. У нас движение в эту сторону тоже начинается, появились любопытные проекты. Быть сериальным артистом, уверен, в очень скором времени перестанет считаться чем-то зазорным и вполне впишется в формат искусства. Конечно, бывает, что о каких-то сериальных ролях и вспоминать не хочется. Но у меня появилась возможность выбирать, где и у кого сниматься. А раньше снимался без разбора. Но не жалею об этом – отношусь к этому как к необходимому опыту».
Константин до сих пор с удовольствием вспоминает съёмки в Питере в 2005 году криминального сериала «План «Б»: «Вот за эту работу никак не стыдно. Сценарий написал Олег Маловичко, снимал режиссёр Антон Борматов, автор картин «Около футбола», «Чужая». Был «Балабол» – по сюжету он мало чем отличается от полицейских сериалов, но там своя фишка – он как французские фильмы с Делоном или Бельмондо – вроде серьёзно всё, но в то же время смешно. Мне такая юмористическая нота очень нравится в кино. И в фильме «Трек» эта интонация присутствует, что очень радует. После «Балабола» меня стали узнавать на улице, люди подходили, говорили хорошие слова».
При выборе ролей Юшкевичу важно, чтобы в его персонаже была какая-то забавность: «Один из моих любимых героев — это хирург-травматолог из сериала “Склифосовский”. Конечно, при создании образа я пользовался подсказками консультантов, которые постоянно находились на съемочной площадке. В таком сериале нужна достоверность. Но мне было мало вызубрить медицинские термины и повторять их перед камерой, обычно я просил объяснить, что это значит или как это лечится, чтобы понять всю сложность диагноза или какого-то процесса.
Есть роли, которые требуют полного погружения — необходимо действительно готовиться к ним, много читать. Но бывает, что достается роль в произведении, которое уже было неоднократно поставлено, тогда я принципиально не смотрю этот фильм или спектакль — не хочу подспудно соответствовать. А вообще выбор роли — процесс подвижный, если тебе роль понравилась, значит, внутри тебя уже что-то сидит для нее, но иногда ты это понимаешь только спустя какое-то время».
Юшкевич уже попробовал себя и в роли сценариста и продюсера, хотя признается: «Это, скорее, больше название, чем суть. Есть несколько фильмов, которые мы делали в содружестве с Виктором Шамировым, Гошей Куценко. Мы все были авторами сценария, но фактическим продюсером был Гоша. У него есть потрясающий талант общаться с людьми, производить впечатление, находить финансы, зажигать.
Что же до написания сценариев – «Упражнение в прекрасном», «Игра в правду» — да, увлечение было, и об этом у меня остались самые светлые воспоминания. Виктор с Гошей сняли еще «Со мною вот что происходит», но я там не участвовал. Есть сценарии, которые так и лежат на полках, ждут своего часа. Была идея снять один сериал, мы сделали пилот, который, к сожалению, так и остался пилотом, хотя и поработали мы в удовольствие.
Но самые светлые впечатления оставляет премьера. Ощущение автора не передать ничем, представьте, в какой-то момент времени на экране проходит придуманная тобой шутка, и реакция зала – это как бальзам на душу, некая волна, своего рода драйв профессии сценариста. Так что, кое-какой сценарный опыт у меня есть, тем более, мы даже на «Кинотавре» за оригинальный сценарий к фильму «Упражнения в прекрасном» получили приз».
«Большинство актеров трудоголики»
О личной жизни Юшкевич почти не говорит. Но у него крепкий брак. «Только не подумайте, что всегда всё было абсолютно гладко, — поясняет Константин. — Бывают обиды, непонимание. Я вот с трудом критику воспринимал, раньше во всяком случае. Жена могла честно и прямо высказать всё, что думает о моей работе в кино или в театре. Я обижался. А самое главное — понимал, что ведь права! Но взыскательность её, видно, дала свои плоды. Ольга всё меньше имеет претензий ко мне как к актёру, и моя самооценка возрастает. А ещё, я думаю, нас спасают на протяжении всей нашей совместной жизни юмор и самоирония».
У Константина и его супруги Ольги двое детей – Евдокия и Екатерина. Актер признается, что дочки – полная противоположность. Евдокия – романтичная и ранимая натура, а у Екатерины боевой характер, девушка может постоять за себя.
Из-за плотного графика Константину Юшкевичу не всегда удается уделять семье много времени. Все свободное время он проводит с женой и дочерями. Семья катается на роликах, развлекается в аквапарке. Еще одна страсть актера – рыбалка, Константин любит отдыхать на природе. При этом говорит: «О каком досуге может идти речь, когда большинство актеров трудоголики. Свободное время же вызывает сильнейшее беспокойство. Например, я отдыхал в январе и понял, что мне отдых вреден категорически.
Я — не дешевый актер. Квартиру купил, загородного дома нет. Когда-то попробовал бизнесом заниматься, но быстро понял: не моё. Например, во время учебы в ГИТИСе устроился в одну фирму, которая занималась новогодними подарками. Однажды руководство решило, что предложенный фабрикой набор нерентабельный, и исключило из коробок шоколадное яйцо. Этими шоколадками была заставлена целая комната, и в результате мне выдали ими зарплату. Пришлось «обналичивать»: с утра пораньше до начала занятий брал по нескольку коробок и продавал их у метро. Зато теперь я — человек опытный. Без работы точно не останусь!»
Подготовила Лина Лисицына,
по материалам Minval.az, Tvc.ru, «Невское время»