Она работает в самом сложном жанре в кино — комедии
Женщины-режиссеры в кинематографе, скажем прямо, экзотика. В этот мир, где бал правили мужчины, Алла Сурикова вторглась со своими искрометными комедиями и стала одной из тех, кто делает настоящее, искреннее кино.
«Не нужно переживать, если что-то не получилось»
Алла Сурикова родилась 6 ноября 1940 года в Киеве. Мама Суриковой была врачом, папа более тридцати лет проработал инженером на Киевском телецентре, а до этого преподавал в Институте киноинженеров. Он часто водил дочь смотреть фильмы, это и стало первой ниточкой, связавшей ее с кинематографом. В семье были актеры, музыканты, художники. Настоящим праздником для Суриковой был приезд в Киев на гастроли Одесского театра, в котором играл ее дядя Яков Осипович Заславский. Алла не пропускала ни одного спектакля, знала наизусть многие его роли, особенно ей нравились Осип из гоголевского «Ревизора» и Филька-анархист из «Интервенции».
Неудивительно, что она с детства мечтала стать актрисой, играла и ставила спектакли в школьном драмкружке, всегда любила комедии: «Нашим фамильным гербом в семье была улыбка, и почти все проблемы решались с ее помощью. Мои родители любили шутить и смеяться. Бабушка обожала анекдоты. И дядя мой тоже. Однажды, когда бабушка болела, он приехал из Одессы, привез анекдоты, рассказывал ей и пел одесские песни, а мы подпевали. И бабушка быстро выздоровела».
Правда, после школы Алла решила поступать в Институт легкой промышленности, но не прошла по конкурсу. «И очень этому рада, потому что это “нет” сыграло в моей жизни просто огромную роль, — говорит Сурикова. – Все вышло только к лучшему, как, впрочем, бывало и со многими другими людьми, поэтому я постоянно обращаюсь ко всем: не нужно переживать, если что-то не получилось, это часто означает знак свыше, что это вам и не было нужно. Придет что-то другое, важно только не опускать руки и искать себя, искать свою жизнь и думать о том, что следующее будет вам важнее, нужнее и лучше».
Но все же путь в кино для Суриковой был долгим. Не поступив в институт, она устроилась слесарем-сборщиком на авиазавод. Через год подала документы на филологический факультет Фрунзенского государственного университета, и ее приняли. «Город находится недалеко от Ташкента, а там работали мои дядя и тетя — народные артисты в русском драматическом театре, — вспоминает Алла Сурикова. – Их звали Леонид Ясиновский и Тамара Варнавских, вот к ним я и приехала. Они меня познакомили с двумя удивительными женщинами – сестрами-близнецами, которые превосходно знали русский язык и русскую литературу, притом, что обе очень смешно картавили. И когда я делала ошибку, они мне говорили: “Малокоовфная, что ты написала?” Но так вышло, что эти сестры привили мне огромную любовь к знаниям».
«Лингвистика ушла, а мат остался»
Те годы Алла называет самыми интересными в своей жизни, именно там она впервые вкусила яд творчества. Но всё же перевелась в Киевский университет. Параллельно учебе на отделении русского языка и литературы филфака она занималась на кафедре матлингвистики мехмата у профессора Калужнина. Но филологом Сурикова так и не стала. Впоследствии она часто шутила: дескать, лингвистика ушла, а мат остался и пригодился на съемочной площадке.
Алла начала работать на телевидении, а потом решила пойти на курсы ассистентов режиссеров кино. Уже оттуда попала на высшие режиссерские курсы. «В детстве меня мой дядя, художник, отвел к одному режиссеру, который сказал: “Ежессуя — это вам не наяды с помадой, это вам суёвый тьюд”. И вот этот “суёвый тьюд” как бы меня на много лет отодвинул от режиссуры, потому что так он сказал, что “можно и не пытаться”. А потом все-таки, когда я созрела до этого, я поехала на высшие режиссерские курсы, пообщалась с Михаилом Борисовичем Маклярским, случайно встретив его в поезде, и он мне долго объяснял то же самое, что это — “суёвый тьюд”. Но когда я твердо отвечала, что все равно буду поступать, он сказал: “Молодец! Я думал, что вы, после моего объяснения и моих рассказов о том, какой это суровый труд и как он женщине неподвластен, вы отступите. Но раз нет, то поступайте».
Сурикова попала на курсы режиссеров детского кино, где художественным руководителем был Георгий Данелия: «При поступлении я прочла смешное детское стихотворение, которое мы написали с дочкой. Она болела, я болела, и мы вместе сочинили стихи “Маленькое кино”. И тогда же, оканчивая курсы, я получила в подарок от жены Андрея Битого, Инги Петкевич, книжечку писателя Олега Григорьева “Чудаки”, эта книга натолкнула меня на мысль о том, что надо бы сделать для детей детский иронический журнал».
Вскоре на киностудии им. Горького родился и сразу стал популярным знаменитый «Ералаш», для которого Алла Сурикова сняла впоследствии два сюжета: «Меня поддержали Ролан Анатольевич Быков и Кира Константиновна Парамонова. Не очень хотел заниматься этим Сергей Владимирович Михалков. Название сначала было “Фитилек”, потом исправили на “Ералаш”: это уже придумала не я, а Маша Хмелик, дочь Александра Хмелика, который встал во главе “Ералаша”. И Госкино все же вынесло решение о создании подобного журнала. Меня тогда вызвал тогдашний зампредседателя Борис Владимирович Павленок и сказал: “Ну, и чего вы хотите?” А чего я могла хотеть – я оканчивала режиссерские курсы и хотела снимать кино».
«Миронов стал мне наставником и советчиком»
Широкому зрителю имя режиссера Аллы Суриковой стало известно благодаря вышедшей в 1979 году на «Мосфильме» комедийной ленте «Суета сует». «В сценарии была такая фраза: “Марина, я пропал, может быть, даже погиб — мне понравилась посторонняя женщина”. Ну, какой нормальный человек может так сказать?! – рассказывает Сурикова. — Я стала искать своего актера, для которого эта фраза станет естественной. И вычислила Фрунзе Мкртчяна, а вместе с ним и его героя — обаятельного, большого и трогательного ребенка, запутавшегося между двумя женщинами». Картину посмотрели более тридцати миллионов зрителей. В том же году она была удостоена приза за режиссуру на фестивале «Молодость Мосфильма» и приза прокатчиков, получила право на внеконкурсное участие во Всесоюзном кинофестивале в Ашхабаде, в днях «Мосфильма» в Ереване и многих других городах.
Через два года вышла новая музыкальная комедия Аллы Суриковой — «Будьте моим мужем», где главных героев сыграли Елена Проклова и Андрей Миронов. Этот актер уже тогда стал для Суриковой «не просто другом, — наставником, советчиком», у которого она училась самоиронии, свободе импровизации, обязательности. «Я дала Миронову возможность выбирать актрису для совместной работы на площадке. В общем, Андрей Александрович посмотрел и остановился только на Лене Прокловой. И знаете, между ними было такое чувственное натяжение, которое магическим образом передавалось на экран. Вообще, это важно, когда актеры, ну, скажем, чуть-чуть влюблены друг в друга.
На «Будьте моим мужем» был казус. Сочи, пляж и народный любимец Андрей Миронов, вокруг облепленный людьми. Я пытаюсь разогнать толпы поклонников, организовать съемку, кричу: «Уберите женщин от камеры!» Андрюша в ответ: «Всех не перевешаешь!» (Смеется.) Андрюша — замечательный, удивительный человек, при всей его этой вот «шампанскости» внешнего поведения он очень четкий, очень профессиональный, никогда не опаздывающий и никогда никого не подводивший».
Сомнений в том, что именно Миронов должен играть мистера Фёста — человека с бульвара Капуцинов, фанатика кинематографа, решившего переустроить мир с помощью «синема», у Аллы Ильиничны не было. К тому же в фильме с музыкой Геннадия Гладкова и ироничными словами песен Юлия Кима нужны были поющие актеры. Картина имела огромный успех, на пороге нового тысячелетия «Человек с бульвара Капуцинов» был признан «Домом Ханжонкова» лучшим фильмом о кино ХХ века, а многие его участники были награждены медалями братьев Люмьер.
Сурикова со смехом рассказывает, какой стресс пережила во время съемок этой ленты. Работали над сценой прибытия поезда, паровоз мог двигаться всего несколько секунд. Главной движущей силой поезда был грузовик. Но после команды «Мотор!» в движение пришло все, кроме паровоза. «Представляете, водитель грузовика в этот самый момент отошел в туалет. Я так никогда в своей жизни не материлась! – рассказывает Сурикова. – Но приходилось быть жесткой. Раньше в нашей профессии было мало женщин, а сейчас много девочек на высших режиссерских курсах. Профессия-то мужская: 24 часа в сутки. Но я успела между картинами родить дочь».
Сурикова трижды была замужем. Ее мужья сохранили с ней хорошие отношения, да и между собой также дружат. В первый раз Алла решила создать семью еще в ранней молодости: влюбилась в парня, вышла замуж, родила дочку Киру. Но потом и Сурикова, и ее супруг стали понимать, что не могут быть больше вместе. Они расстались, Алла наслаждалась преимуществами свободы и поиска себя, но потом снова вышла замуж. Но брак продлился лишь пару лет: Сурикова жила в Москве, ее супруг – в Киеве, их разделяла работа.
Лишь третий муж Аллы также любил кинематограф, как и она сама. Они познакомились во время съемок картины «Человек с бульвара Капуцинов», Алик работал видеоинженером и во всем помогал Суриковой. Миронов, видя его заботу об Алле, сказал тогда Суриковой: «Вы обязаны выйти за него замуж, потому что если вы этого не сделаете, я женюсь на нем сам». Но и этот брак Аллы распался, для нее всегда важнее была работа, чем семья. Дочку Киру воспитывали родители Суриковой, девочка очень скучала по маме, но та не могла постоянно брать ее в свои командировки. И для того, чтобы все же знать все о жизни ребенка, Алла предложила Кире вести дневник. Девочка рассказывала в нем о себе, сочиняла стихи, все это вылилось в то, что сейчас Кира Сурикова уже стала известной писательницей, книги которой издают и в России, и в Америке.
А Сурикова продолжает снимать кино. И признается: «Процесс создания комедии не имеет законов. Неслучайно раньше на ее съемки выдавали пленки гораздо больше, чем на картины в других жанрах. То, что часто бывает смешно на площадке, на пленке потом иногда оказывается уныло и неинтересно. Бывает и так: в черновой сборке фильм очень смешной, но вот его чуть-чуть причесали, чуть убрали шероховатости, чуть выполнили замечания худсовета и с водой выплеснули ребенка. И я не устаю повторять: профессия режиссера комедийного кино — это профессия штучная и элитарная».
Подготовила Лина Лисицына
По материалам KM.ru, Biograph.ru, «Сегодня» (segodnya.ua). Peoples.ru