Известному актеру исполняется 65 лет
На его творческую биографию выпало и множество сыгранных интересных ролей, и работа по дубляжу картин, и время вынужденного простоя.
«С Высоцким мы чуть не разбились»
Андрей родился 29 января 1954 года в семье актера и поэта Петра Градова и супруги Изиды Максимовой-Кошкинской. Песни на стихи отца будущего актера в своем репертуаре использовали звезды эстрады – Людмила Зыкина, Валентина Толкунова, Людмила Гурченко. Градовы жили в доме кинематографистов, соседями были Татьяна Пельтцер, Иван Рыжов, Всеволод Санаев, Леонид Гайдай.
Андрею еще не было и 9 лет, когда в автомобильной катастрофе погибла мама. Мальчика и младшую сестру Татьяну взяли на воспитание бабушка и дедушка. Эти люди тоже были из мира театра и кино – Иоаким Максимов-Кошкинский и Тани Юн. Крепкая династия и творческое окружение повлияли на биографию Андрея.
К творческой профессии Максимовы-Кошкинские приучали и своих внуков. Сестра Андрея, маленькая Таня, появилась на экране в кинокомедии Леонида Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», сыграв там неугомонную девочку Леночку, из-за которой ее бабушка-сторож вынуждена была пропустить работу. Андрей изначально связывал будущее с иностранными языками – юноша занимался в английской спецшколе, любил гуманитарные предметы, но, в конечном счете, выбрал профессию актера.
После окончания школы молодой человек поступил в Московское театральное училище имени Бориса Щукина. На одном курсе с Градовым учились Елена Коренева и Юрий Беляев. В дипломном спектакле «Ромео и Джульетта» Андрею досталась роль Париса. В середине 70-х актер начинает сниматься в кино. Как часто это бывает, все решил случай. Андрей жил в одном подъезде с актером Петром Рыжовым, который просто взял у Градова фотографии и показал снимки нескольким режиссерам. И однажды в квартире молодого человека раздался телефонный звонок. Артиста просили срочно вылетать в Одессу для съемок в историческом фильме «Побег из тюрьмы».
После этого от предложений не было отбоя. Градов играл в социальной драме о летчиках «Голубые молнии», мелодраме «Поздняя ягода». Участвовал в остросюжетном детективе «Место встречи изменить нельзя», где исполнил роль сотрудника МУРа Коли Тараскина: «Сначала мне предложили роль Васи Векшина, которого, если помните, почти сразу же на лавочке убивают. Я расстроился: «Что это такое? Я появлюсь на несколько мгновений и меня сразу пришпилят». И на мое счастье Говорухин передумал. Векшина в итоге сыграл Женя Леонов-Гладышев, а мне дали роль Тараскина. Энергичный характер его был четко прописан в сценарии, и мне придумывать ничего не пришлось. Помните, Жеглов наставляет Тараскина перед засадой в “Астории”: “А потом спокойно — только, Коля, спокойно! — пьешь кофе на всю сотню”. Или в другом случае остужает его пыл: “Ну, хватит дергаться, Коля, сядь!”»
Как-то Высоцкий решил подбросить Градова домой на своем «Мерседесе»: «И мы с ним чуть не разбились. Гололед был, и нас закрутило на мосту возле театра Образцова – вот так, четыре раза крутануло, направо-налево катались. Слава богу, позднее время и на встречной никого не оказалось. Я говорю: “Спасибо”, и вышел из машины. Хотя мне еще далеко было до дома».
«Все шептались за спиной: “Это же Женя!”»
Имя Градова на всю громкость зазвучало после выхода на экраны в 1981 музыкального фильма «Берегите женщин»: «До сих пор помню, как мне редактор нашего фильма сказала: «Андрюша, завтра ты проснешься знаменитым». А я ей в ответ: «Лена, не смеши меня». И как-то забыл это. Потом показали фильм и наутро после премьеры я вышел на улицу — это все происходило, кстати, в Киеве — на остановке заскочил в автобус и через пару остановок… выскочил. Пошел дальше пешком. Ехать было невозможно – все оглядывались на меня, шептались за спиной: «Это же Женя!» Так звали моего героя в фильме.
Повышенное внимание доставляло массу неудобств. И телефон обрывали поклонницы, и кучи писем с признаниями были. Но все равно эта одна из моих любимых картин, которая в то время, действительно, прозвучала. Я сам ее смотрел четыре раза с огромным удовольствием. Добрый, хороший фильм получился, хотя и снят был просто, без технических хитростей. До сих пор меня люди узнают».
В 90-е Градов почти не снимался – в те тяжелые времена кинопроизводства фактически не было: «Когда телефон замолчал, я вынужден был заняться торговлей, чтобы семья совсем без денег не осталась. За прилавком, правда, сам не стоял, но товар доставал, договаривался о покупке и сбыте, сопровождал груз в дороге. Сначала это была в основном рыба — форель, потом болгарская консервация: перец, помидоры, огурцы. Но морально временами было просто невыносимо — это ужасно для артиста, когда его никуда не зовут. Чуть легче стало с появлением этого латиноамериканского “мыла” про рабыню Изауру и Марианну. Хоть озвучивать. В сериале “Богатые тоже плачут” у меня было сразу пять ролей: я озвучил Бето — сына Марианны, доктора Суареса, лысого Хайме, который все время парик снимал, и еще пару каких-то придурков. Ох, я и насмотрелся я на них по 150—200 серий!»
Женился Андрей Градов довольно рано. Но уже тогда молодой человек понимал, что эта свадьба будет первой и единственной в жизни. Так и вышло: с супругой актер живет до сих пор. Наталья начинала манекенщицей дома мод, затем получила медицинское образование и устроилась работать врачом. Единственная дочь Екатерина не пошла по стопам ни одного из родителей и выбрала себе специальность визуального мерчендайзера. Актер не склонен выставлять напоказ события приватной жизни, поэтому в открытый доступ попадают только фото Градова, имеющие отношение к профессии.
Подготовила Лина Лисицына,
по материалам «Сегодня» (segodnya.ua), 24smi.org