Мультсериалу «Смешарики» 1 июня исполнилось 15 лет. За это время на студии компьютерной анимации «Петербург» сняли 400 серий самого сериала и его спин-оффа «Смешарики. Пин-код», плюс к тому – сотни эпизодов образовательных «Азбук» и три полнометражных фильма.
— Денис, ваш сын смотрит «Смешариков»?
— Смотрит. И раньше для меня это было довольно тяжело. Почему? Ну, представьте: на работе восемь часов вы «развлекаетесь» с Крошем и Нюшей, потом идёте в супермаркет и видите там те же «лица» на соках и шоколадках, а дома у тебя ещё и ребёнок требует их поставить. Но потом я адаптировался, сейчас уже даже в магазине не идентифицирую их как собственное творчество.
— Герои изменились, повзрослели?
— Нет. Внутри смешарики остались точно такими же, как и были. Они не изменились, но расширили свои горизонты. Сначала была крошечная деревня, потом появились пустыня и моря. Дальше мы оказались в джунглях, а теперь стали путешествовать во времени и пространстве. Но самым любимым героем так и остаётся Крош. Это показывают наши опросы.
— Почему у проекта такая долгая и счастливая, судя по сборам в кино, судьба сложилась?
— Если бы у нас не подобралась такая довольно суровая компания, «Смешарики» были бы совсем другими. Когда мне Салават Шайхинуров (арт-директор проекта) показал этих круглых героев, я, если честно, на них довольно косо посмотрел, это не из моей вселенной было. Ну, представьте: я всегда слушал тяжелую музыку, иногда – очень тяжелую. Наш сценарист Алексей Лебедев учился в Суворовском, потом в театральном, потом плюнул на всё и ушёл в программисты. И тут вот эти карамельные мультяшные ребята. Мы компенсировали эту «няшность», наделили их какими-то своими чертами характера и реакциями – и получилось то, что до сих пор людям интересно. Плоские герои превратились в сложных и объёмных. Энциклопедия человеческих пороков получилась.
— Вам приятно, что критики видят эту взрослую основу в детском сериале?
— Ну, мы никогда не работали с оглядкой на то, что подумают или поймут критики. А вот когда зрители в Интернете рассказывают, какие философские смыслы разглядели в какой-то конкретной серии – это очень ценно и очень для нас приятно.
— Расскажите, пожалуйста, о съёмочном процессе. Это совсем не похоже на обычное кино?
— От обычного он вообще принципиально не отличается. Но, если, чтобы снять обычное кино, надо строить декорации и ходить по площадке, то у нас всё умещается, условно говоря, на нескольких компьютерах. Но вообще – это два очень похожих процесса: в анимации есть отмоделенные локации, есть герои, есть «осветительные приборы» и «камера». Есть раскадровка, эпизод, понимание сцены. Мы только разговаривать напрямую с «актёрами» не можем – общаемся через аниматоров. Всё то же самое: если не ярко отыграна эмоция – то это «Не верю!», если не такой ракурс, то «Камеру на другую сторону!».
— А дубли бывают?
– Технология очень дорогая, каждый кадр стоит приличных денег. Потому дублей как таковых в анимации нет, для этого делается подробная раскадровка.
— Свои новые проекты вы по такому принципу делаете? И герои похожие?
— Нет, это совсем не смешарики. У этих героев есть голова, руки и ноги, они довольно человекоподобны. Это будет сериал и полнометражный фильм.
— И тоже 3D?
— Да. Я несколько лет проработал аниматором и знаю все классические технологии, и кукол, и пластилин. Честно скажу, что больше мне нравится компьютерная анимация. Но к старой школе, к тёплой ламповой – ручной – анимации я отношусь очень уважительно. Сейчас появляется столько новых технологий, позволяющих создавать миры какой угодно сложности. За ними нужно следить и быстренько их осваивать. Вот в нашем последнем полнометражном фильме мы показали, как это делать: шерстинки у Кроша, кожица на носу – мы на международном уровне находимся, и этим вполне можем гордиться.
— Ну, это, конечно, не первые смешарики двухмерные.
— Ещё бы. Когда создавались «Смешарики. Начало», не было ни одной анимационной полнометражной ленты формата Full 3D. Мы всему учились сами, а там столько нюансов. К примеру, если это самое 3D будет сделано неправильно, у зрителя начнёт болеть голова, и он захочет просто выбежать из зала. Мы «ставили» в кадр две «камеры» – для левого глаза и для правого. Процесс был длительный, дольше всего обсчёты занимали. Но мы сделали всё как нужно, ни к каким ухищрениям вроде конвертации 2D в 3D не прибегая.
— Вы вообще в кино ходите, смотрите зарубежные мультики?
— Да, хожу – чтобы понимать тенденции. DreamWorks, Pixar и Disney планку задирают очень высоко. И да, то, что они выпускают в последнее время – вдохновляет. Ты не приходишь домой и не злишься, а наоборот, понимаешь: и так можно сделать, нужно только напрячься немного. Что мы и стараемся делать всё это время. Причём силами более-менее тех же людей.
Карина Тепанян,
Metro (metronews.ru)