Знаменитый певец умер в Лондоне на 56 году жизни
Его голос известен на всех континентах, а его биография похожа на сценарий голливудского фильма.
Сибирский экспресс
Дмитрий Хворостовский родился 16 октября 1962 года в Красноярске. Его отец, инженер-химик, прекрасно умел играть на рояле, а потому в доме семьи Хворостовских всегда звучала музыка. «Ее я всегда очень любил, обладал прекрасной памятью, великолепным слухом и, видимо, неплохим пианистическим аппаратом, но первая учительница почему-то сильно гнобила меня, держала в черном теле, а я был мальчиком нежным и трепетным, — вспоминал Дмитрий. — По сути, она напрочь отбила желание играть. Лишь через несколько лет в педагогическом училище я попал в руки к молодой преподавательнице, которая сказала, что у меня отличные данные для игры на фортепиано. Этого оказалось достаточно, чтобы я начал усиленно заниматься и вскоре победил на местном конкурсе исполнителей, стал его лауреатом. Слова поддержки произвели со мной магическое действие!»
Потом была учеба в институте искусств, работа в театре оперы и балета. Он прекрасно помнил свой первый выход на оперную сцену: «Это было в восемьдесят пятом году. Когда я учился на втором курсе института, меня взяли в стажерскую труппу Красноярского театра оперы и балета и дали роль Маруло в опере Верди “Риголетто”. Было страшно, я же в первый раз должен был выйти на сцену. Репетиции с оркестром не было, нам с дирижером аккомпанировал пианист. А в первой сцене Маруло есть очень хитрое оркестровое вступление, поэтому я загибал пальцы, подсчитывая, когда мне нужно будет вступить. На меня надели какие-то смешные лосины, потом мне пришлось бежать и быстро спускаться по лестнице, чтобы вовремя попасть в центр сцены и выпалить свои несколько слов. На этом половина партии заканчивалась. Мне удалось все правильно спеть, я даже не перепутал мизансцены. После спектакля коллеги стали поздравлять меня с началом большой карьеры».
Они оказались правы – уже через пару лет Хворостовский пел в Москве Онегина в театре Станиславского и Немировича-Данченко. Галина Писаренко была Татьяной, дирижировал Евгений Колобов. Кто еще участвовал в спектакле, Дмитрий с перепугу не запомнил. А на пороге 90-х парень из Красноярска, воспитанник никому тогда не известного педагога Екатерины Иофель, победил в Кардиффе на конкурсе Би-би-си с претенциозным названием Singer of the World («Певец мира») и стремительно ворвался в оперную элиту. За что был наречен Сибирским экспрессом.
«Оперная сцена – очень энергоемкая работа»
Дмитрий с легкостью победил во всех музыкальных конкурсах, в которых принимал участие. Потом начал получать престижные контракты, его фото появились на обложках глянцевых журналов, а статьи о нем – на первых полосах газет. Хворостовский перебрался на постоянное место жительства в Лондон.
И чем популярнее становился певец, тем прочнее в сознании широкой публики его имя связывалось с имиджем поп-идола и секс-символа. Американский журнал People включил Хворостовского в число 50 самых красивых людей планеты. После того как в 2002 году Дмитрий исполнил роль Андрея Болконского в «Войне и мире» Прокофьева на сцене нью-йоркской «Метрополитен Оперы», его стали называть не иначе как баритон-аристократ.
В рейтинге «энергетически тяжелых» профессий оперный певец стоит на втором месте, уступая лишь шахтеру. «Абсолютно верно! – подтверждал это Хворостовский. — Оперная сцена – очень энергоемкая работа. Не говоря уже о высоких эмоциональных нагрузках. Человек, чтобы проецировать голос, должен использовать все свое тело. За спектакль или концерт я теряю не меньше пары килограммов. Но работа приносит счастье».
Самой трудной с эмоциональной и технической точек зрения Дмитрий называл все-таки оперу «Риголетто»: «Не только для меня, но и для многих баритонов эта опера – наиболее трудная, наиболее энергоемкая. Петь необходимо с какой-то долей холодного расчета, потому что пение с полной отдачей может тебя просто измотать – и морально, и физически. Не исключены просто физические повреждения голосовых связок. Я спел три или четыре постановки этой оперы и не могу сказать, что делаю это легко: я всегда должен быть настороже, не отпускать свои эмоции – это, повторяю, может закончиться плачевно. Я, если угодно, всегда даже побаивался этой оперы».
Многие уверены, что оперные певцы вне сцены заняты только тем, что закутывают горло, придерживаются специальной диеты и строго дозированно репетируют, чтобы не повредить связки. На самом деле, ничего подобного. «Голоса просто так не срываются, — говорил Хворостовский. — Это мышцы, причем очень тренированные. В свое время у меня было два года перерыва между музыкальной школой и музыкальным училищем. Все это время я играл в рок-группе. И, между прочим, с тех пор Deep Purple оставались моими если не идолами, то по крайней мере образцами для подражания».
«Сколько ошибок совершил я в то время!»
Первой женой Хворостовского стала балерина Светлана, в этом браке у Дмитрия родились двойняшки Данила и Александра. Однако счастливой жизни мешало то, что в то время артист много пил: «Если говорить о девяностых годах в целом, у меня остались не самые приятные воспоминания о них. Я пьянствовал, пил часто и помногу, поэтому видел завершающее десятилетие прошлого века через пелену винного угара.
Иногда думаю, что русский человек не может иначе, разудалый стиль поведения заложен у него в крови, запрограммирован на генетическом уровне. Но то, что сходит с рук в молодости, когда внутренние ресурсы организма не растрачены, грозит обернуться серьезными проблемами в зрелые годы. Надо уметь ставить точку. А многие мои коллеги по сцене, в том числе настоящие таланты, не знают меры, продолжают пить, пить, пить. Финал всегда один. Я тоже человек без тормозов, иногда начинал и не мог остановиться, использовал любой повод, чтобы приложиться к стакану. В какой-то момент стала отказывать память, я не всегда контролировал свои поступки. Это был уже тревожный сигнал. До определенного момента дарование позволяло выходить сухим из воды, но так не могло продолжаться вечно. Я уже чувствовал, что проблемы в работе есть. Понимал, что угроза потери профессии становится абсолютно реальной. Боже, сколько опрометчивых шагов, ошибочных поступков совершил я в то время! С тех пор перестал ездить в некоторые места. Не мог переступить через себя, стыдно за то, что натворил там когда-то. Казалось бы, столько лет прошло, надо уже забыть. Счастье, что сумел остановиться, не сгинул. В начале 2002 года окончательно бросил пить. Собственно, с того момента, как встретил Флоранс, моя жизнь изменилась к лучшему».
Хворостовский всегда с улыбкой на лице рассказывал, что когда его любимая бабушка впервые увидела Флоранс, тут же сказала: «Ангел спустился с небес, держись за нее, не отпускай ни в коем случае». Ради этой женщины он и оставил семью: «Я познакомился с Флоранс в самом начале 1999 года в Женеве, куда приехал петь Дон Жуана. Вместе с моим директором Марком Хилдрю мы искали в Европе маленький, не слишком приметный театр, где можно было бы обкатать новую для меня роль. Остановились на Женеве.
Фло играла одну из любовниц моего героя, я должен был целоваться с ней на сцене. На репетиции честно предупредил: “У меня жена и двое детей”. Она отреагировала абсолютно искренне и подкупающе непосредственно: “Ну и что?” В самом деле, ну и что? Теперь мою жену зовут Флоранс и у нас с ней двое детей… Любовь — такая непредсказуемая штука! Повторю: с Флошей моя жизнь радикально изменилась, засияла яркими красками, обрела новый смысл. Мне и думается, и дышится, и поется легко. Всегда искал внутренний баланс, он очень важен для меня, теперь нашел, и все встало на свои места. Фло не из тех, кто давит. Она позволяет мне быть самим собой, с большим пиететом относится к тому, что делаю в профессии».
«Я считаю, что все женщины – прирожденные актрисы»
Хворостовский не любил проводить параллели с прежней жизнью, все сравнения были бы не в пользу прошлого: «Слишком больно и трудно расставался с ним, чтобы потом заново ворошить. Достаточно сказать, что в какой-то момент я едва не лишился жизни из-за волнений и душевных потрясений, вызванных разводом. На нервной почве у меня случилось прободение язвы, открылось сильнейшее кровотечение, я потерял несколько пинт крови и на глазах у Флоши стал слабеть, терять сознание. Спасла мама, она ведь врач по профессии. Я позвонил из Хьюстона, где тогда пел, в Красноярск, из-за разницы во времени разбудив маму среди ночи, она по описанным симптомам сразу поняла, о чем речь, и сказала, чтобы немедленно вызывал “скорую помощь”. Меня тут же госпитализировали. Фло не отходила от моей постели, пока лежал под капельницей. Она трепетная и нежная, но одновременно сильная и волевая. И наши дети похожи на нее: такие же теплые и чистые».
Флоранс — талантливая пианистка, прекрасный концертмейстер. Но все же, основная миссия супруги Хворостовского была стать ангелом-хранителем любимого мужчины, сопровождать его на гастролях. «Я думаю, что соответствую определению жены-хозяюшки, — рассказывала Флоранс. – Моя мама все же из Италии, а там знают толк в застольях и любят вкусно поесть. Я хорошо готовила пасту (макароны) с различными соусами, томатами и моцареллой. Но Дмитрий хозяйничал на кухне не хуже меня, говорил, что каждый мужчина должен уметь все делать самостоятельно. Он прекрасно готовил мясо, курицу, варил борщ. И еще пельмени! Дмитрий и меня научил их делать. Дело было в Сан-Франциско. Мы с ним в четыре руки налепили около сотни пельменей. С тех пор это мое любимое блюдо. А вот водка мне не понравилась, я предпочитаю сухое французское вино».
Однажды Хворостовский привез Флоранс на свою родину в Красноярск, и для женщины это стало настоящим экстремальным путешествием: «Я слышала, что существует стереотип: дескать, иностранцы думают, что в России всегда холодно. Наверное, они судят по Сибири. Когда мы прилетели в Красноярск, за окном было минус 45 градусов. Шубы не спасали. Честно признаться, экскурсию по городу я совершить не отважилась. Так холодно мне не было никогда в жизни».
Флоранс родила Хворостовскому двоих детей — дочь Нину и сына Максима, они прекрасно говорят по-русски. Сама же Флоранс уже также неплохо владеет русским языком, она даже сыграла в российском сериале «Тяжелый песок» итальянскую певицу. «Мне понравилось, как сыграла Фло, — рассказывал Хворостовский. — Я считаю, что все женщины – прирожденные актрисы, и моя супруга, разумеется, тоже. Но хвалить сериал не торопился, дело в том, что я вообще-то никогда не жаловал сериалы, они довольно редко бывают качественными с художественной точки зрения. Для меня просмотр сериалов — пустая трата времени».
Тяжелая болезнь
Флоранс Илли прошла с великим артистом через все испытания, будучи надежной опорой до последнего вздоха певца. 24 июня 2015 года на официальном сайте Хворостовского появилось объявление об отмене выступлений артиста до конца лета в связи с выявленной у него опухолью мозга. Певец принял решение пройти курс лечения в лондонской онкологической клинике «Роял Марсден». Размышляя о причинах болезни, Хворостовский вспоминал о внезапно появившихся накануне её депрессии, апатии, чёрном восприятии мира, пессимизме и нежелании жить.
В конце сентября 2015 года певец возобновил концертную деятельность, выйдя на сцену с Анной Нетребко в нью-йоркской «Метрополитен Опера» в опере Джузеппе Верди «Трубадур», где вновь исполнил главную партию графа ди Луна. В одном интервью во время лечения певец заявил, что не верит в бога, а «загробной жизни нет и не может быть».
В конце 2016 года из-за осложнений, вызванных болезнью, Дмитрий Александрович перестал выступать на оперной сцене, но не прерывал свою концертную деятельность. В последний раз он появился на публике в июне нынешнего года на австрийском фестивале Grafenegg — это был концерт «Дмитрий и его друзья». Свои последние дни Хворостовский провёл в окружении близких — в хосписе, неподалёку от своего дома в Лондоне. 22 ноября его не стало. Родные певца настояли и на том, чтобы на похоронах не открывать крышку гроба – они не желали, чтобы зеваки оценивали, как он изменился после страшной болезни. Но еще больше не хотели, чтобы свой нос в гроб совали журналисты, пытаясь сделать фотографию покойного исполнителя. Вместо того, чтобы присылать цветы, семья Хворостовских предложила всем сделать пожертвование в благотворительную организацию по исследованию рака.
Подготовила Лина Лисицына,
по материалам «Итоги» (itogi.ru), «Невское время» (nvspb.ru), «Ваш досуг» (vashdosug.ru),