Своей профессией она считает актерство, а не публичность
Говорить о себе Елена Лядова не любит. Куда лучше за актрису это делают её роли, и здесь срабатывает закон сохранения энергии – обнажая душу на экране, на публике она держит ее под замком.
Сложный типаж
Родилась Лядова 25 декабря 1980 г. в городе Моршанске Тамбовской области: «Вообще-то я из семьи людей творческих душой, но не имеющих прямого отношения к искусству. Мой отец — военный инженер, служил в ракетных войсках. Мама окончила Плехановский институт, она инженер-технолог общественного питания». В школе высокая и стройная Лена не пропускала ни одного показа мод, которые устраивались для учеников, участвовала и в самодеятельности – играла в спектаклях. Мечта поступить в театральный у нее появилась после просмотра фильма «Карнавал». С первой попытки ей удалось стать студенткой Щепкинского училища.
Талантливую абитуриентку приняли на курс Бейлиса и Иванова: «Мне кажется, что на экзаменах в актерских вузах все поступающие одинаковы – педагоги просто смотрят на типажи будущих студентов и определяют, кого им набрать в учебный минитеатр. А мой типаж на момент поступления был крайне невнятным и сформировался уже намного позже». Елене пришлось приложить немало усилий, чтобы показать, что она может быть очень разной. Еще в студенческие годы она стала принимать участие в спектаклях московского Театра юного зрителя, а в 2002 году, после получения диплома, была приглашена в его труппу и стала настоящей звездой местной сцены.
Как и всякой молодой актрисе, участвующей в детских постановках, Елене приходилось играть различных зверюшек и даже деревья, выходить в массовке. Однако такие спектакли с ее участием, как «Трамвай желание», «Оловянные кольца», «Роберто Зукко» заставили говорить о необычном драматическом таланте актрисы и обратили на нее внимание, как театралов, так и ведущих режиссеров. «Нас в институте учили отталкиваться от партнера, от того, какой он сейчас, как он выглядит, и по-живому реагировать, — говорит Лядова. — Если бубнить роль с заученной интонацией, то не будет ни живого театра, ни живого кино, ничего не произойдет. Я не могу ни один спектакль играть одинаково, потому что мой партнер всегда разный. В рамках заданной программы мы пытаемся реагировать друг на друга, как-то соприкасаться, обмениваться, что-то получать».
Начав сниматься в кино, Елена подходила очень внимательно к выбору роли, появлялась только в интересных и ярких проектах. Первой ее ролью на экране стала Римма, сестра главной героини в фильме «Космос как предчувствие» Алексея Учителя. «Наша встреча с этим режиссером произошла в 2002 году, — рассказывает Лядова. — Алексей Учитель из тех режиссеров, кто ищет актеров везде. Он ходит в театральные вузы, посещает театры, ищет новые лица. Так он нашел меня, когда я была еще студенткой. Самый первый фильм в моей творческой биографии — его “Космос как предчувствие”. Вот тогда и случилось мое, можно сказать, отравление искусством кино. И я с удовольствием продолжаю сниматься, уже оставив работу в театре. Сегодня у меня в багаже немало работ. Я очень люблю кино за крупные планы. За глаза во весь экран, за ту энергетику, которая пробивается к зрителю».
Кстати, для роли в «Космос как предчувствие» Елене пришлось поправиться на двенадцать килограммов: «Мы с Ириной Пеговой играли сестер, и меня попросили приблизиться к ней по фигуре. Меня даже поселили в Дом творчества кинематографистов под Питером, чтобы я там ела, отдыхала, набирала вес. И обратно возвращаться было очень сложно: я год восстанавливала форму».
«Я влюбилась в лучшего для меня мужчину»
В 2005 году Елена сыграла главную роль в фильме «Собака Павлова». Картина была отмечена призом кинофестиваля «Амурская осень» за лучшую женскую роль. Фильм «Солдатский декамерон» принес Лядовой не только известность, но и изменения в личной жизни – ее гражданский брак с исполнителем главной роли, актером Александром Яценко продолжался почти восемь лет.
Актриса снималась в фильмах «Плен страсти», «Биение сердца», «Инкассаторы». Следующим большим успехом Лядовой стали проект Александра Велединского «Географ глобус пропил» и ее исполнение роли Нади. Фильм был отмечен множеством наград. «Не хотелось делать из моей героини просто хабалку, уставшую от жизни, — признается Лядова. — Хотелось сыграть женщину мечтающую, ждущую счастья, живую еще. Все герои этого фильма универсальны, и их проблемы тоже. Они просто хотят счастья. И жить хотят. Это герои всех времен и народов. Фильм этот о мечте. О той секунде, которую мы так часто проглядываем, но так всегда ждем».
В 2013 году вышел приключенческий сериал «Пепел», где Лядова сыграла главную героиню.
А потом у Лядовой вспыхнул роман с Владимиром Вдовиченковым, и уже вскоре они официально оформили свои отношения, не афишируя это событие. Недавно в прессе появилась новость, что Елена ждет ребенка. Более того, был якобы даже известен пол будущего малыша — у супругов, по слухам, должна была родиться дочка. Но союз двух звезд поспешил разочаровать обрадовавшихся поклонников. Владимир и Елена назвали появившуюся информацию о скором прибавлении глупостью. Лядова намекнула, что слухи о беременности распространяет человек, которые в интернете создал от ее имени поддельную страницу в соцсети. Она выразила сожаление, что люди верят обманщикам, которые, представляясь Еленой, тиражируют свои нелепые домыслы: «Это всё чушь! Будьте бдительны и подписывайтесь на настоящие аккаунты!»
А что до секрета удачного брака, тут Елена добавляет: «Мы часто хотим изменить человека, который рядом с нами. Я влюбилась в прекрасного, мягкого, добрейшего, лучшего для меня мужчину. Нас меняет жизнь. А люди друг друга не должны менять. Мы можем лишь согревать своей любовью, помогать друг другу развиваться, не унывать, не идти на дно, обрести в каком-то смысле крылья».
«Маску пушистой барышни не собираюсь надевать»
В 2015 году зрители увидели Лядову в главной роли в сериале «Измены». Это история молодой женщины, у которой были муж и трое любовников. Это рассказ о том, что происходит с судьбами людей, которые и которым изменяют. «Моя героиня – женщина противоречивая, – рассказала актриса, – сама не знающая, чего хочет. Мы хотели сделать ее максимально живой, обычной даже, которая при этом попала в такой марафон событий со своими любовниками. Она никак не может найти своего человека, который был бы ей близок, разделял ее ценности и мечты и любил ее так, как ей бы того хотелось. Все человеческие метания от этого и происходят! Женщина всегда знает, чего хочет – любви. И если ее нет, она будет ее искать. Мне кажется, я воплотила на экране типичную женщину, наверное, не из глубинки, хотя географии тут нет. Те эмоции и чувства, которые переживает моя героиня, свойственны всем женщинам и вообще людям. У нее есть стремление покорять мужчин, нравиться им, и она это делает так, как может».
Съемки в сериале сильно отличаются от кино: «Это разное производство. И деньги разные. В сериале в течение съемочного дня (12 часов работы) снимается сцена длиной в 15 минут. В кино режиссеры на это не идут, за то же время снимается максимум 5 минут полезного времени. А иногда и пара минут. Некоторые режиссеры еще и репетируют, а снимают только на следующий день. Так, кстати, Алексей Герман делает. Но работа актрисы от этого мало зависит. Мои ресурсы те же самые. Другое дело, что работать куда комфортней, когда никто не спешит, есть возможность спокойно и вдумчиво вживаться в роль. В кино художественная составляющая — первостепенная задача. А в сериале порой мы уходим за сюжетом, не особо заботясь о художественной силе и убедительности».
Каждая роль накладывает на актера определенный отпечаток, дает повод размышлять, открывать что-то новое. И Елена выбирает новые проекты таким образом, чтобы ей самой было интересно. Чтобы было над чем подумать и затем поделиться со зрителем. Словом, старается, чтобы ее выбор был максимально осознанным.
А что касается запретов, то здесь не все просто: «Табу в актерской профессии — вещь сложная. Сейчас вам скажу, на что никогда не соглашусь, — и сразу вас обману. Потому что мы как личности меняемся. Завтра я могу взяться за то, о чем вчера еще и не подозревала. А подобрать внутренне какие-то оправдывающие мотивы человеку не так уж сложно. Мы ведь легко уговариваем себя».
Елена всегда сама добавляет что-то в рисунок роли, ни один ее образ не остается картонным, в рамках написанного: «Я даже текст исправляю. Это совместная работа с режиссером. Порой — результат долгих споров. Кстати, в “Изменах” много моих импровизаций. Ведь при таком объеме картины режиссер не всегда способен следить за нюансами — ему надо держать в голове целое. А я всегда лезу с предложениями. Это потребность моя творческая».
Говорить о своей работе Елена любит, а вот на вопросы о личном всегда закрывается: «Я обычный человек и не отношу себя к определенному типу. Маску пушистой барышни не собираюсь надевать: да, я вспыльчивая, иногда хочется и кассу в магазине перевернуть. Я всегда стремлюсь к тому, чтобы руководствоваться чувствами, но при этом контролировать себя. Это моя работа над собой: хочу стать лучше, сдержанней, миролюбивей. Жизнь одна, не хочется ее никому дарить. В ней бывают взлеты и падения, и надо как-то проще относиться и к тому, и к другому. Падения и разочарования даже полезны: они помогают не расслабляться и не думать о себе слишком много. Конечно, нужно себя любить и порой добавлять себе значимости».
Подготовила Лина Лисицына,
по материалам «Труд» (trud.ru), Kascad.com, «Республика Татарстан» (rt-online.ru)