У Елены редкая актерская биография. Танцовщица по первой профессии, которую получила в Школе-студии Игоря Моисеева, она затем окончила ГИТИС и была в числе первых приглашена Евгением Мироновым в Театр наций.
Эта сцена для нее, можно сказать, и стала взлетной полосой — начиная со студенческого спектакля «Шведская спичка», который до сих пор любим зрителями. И впоследствии Елена играла в самых востребованных постановках — «Электре», «#сонетахшекспира», «Цирке». Недавно вместе со своими однокурсниками Натальей Ноздриной и Артемом Тульчинским Елена представила премьеру «Любовниц» по роману нобелевского лауреата Эльфриды Елинек.
В послужном списке актрисы — фильмы «Фонограмма страсти» Николая Лебедева, «Девочка» ее тезки Елены Николаевой и не один десяток сериалов, принесших ей известность: «Две зимы и три лета» по тетралогии Федора Абрамова «Братья и сестры», «Мамочки», «Я вернусь», «Когда цветет папоротник», «Метод Фрейда».
— Давайте сперва о вашей самой свежей театральной работе. В «Любовницах» вы играете горожанку Бригитту, до малейших деталей просчитавшую свое будущее. Вы воспринимаете этот образ как проявление далекого нам западного менталитета? Или нынче так поступают все женщины?
— Моя Бригитта работает на фабрике и видит выход в одном: ей нужно срочно выйти замуж, чтобы не застрять навсегда за швейной машинкой. Все силы брошены на поиск состоятельного мужчины, все у нее просчитано до мелочей: зарплата будущего мужа, где они будут жить, сколько детей она родит. Бригитта твердо идет к цели через испытания и унижения. Чем не пример целеустремленности и неспособности любить по-настоящему. Когда я смотрю на нее со стороны, хочется сказать: «Боже мой, какая ты несчастная! Ведь главное в жизни — это любовь, только она дает свободу и счастье!»
Увы, такой холодный союз, сосуществование без любви — ситуация сегодня вполне типичная. Знаю примеры, когда супруги живут вместе долгие годы, но искренности и теплоты в их отношениях не было и нет — только голый расчет плюс привычка. И никто из этих двоих не дышит полной грудью. Без любви вообще нигде полной грудью не дышится.
— Вам довелось сниматься у Николая Лебедева в «Фонограмме страсти», Александра Котта в «Клушах». Поделитесь впечатлениями?
— «Клуши» делались удивительно легко и весело. Приключения нашей женской четверки, добирающейся на свадьбу моей героини на Кубу, снимали в Панаме. Как и саму Кубу. И, видимо, та легкость, которой нам всем так не хватает в жизни, отразилась в ленте. Во всяком случае, как ни включу телевизор, вижу там «Клуш»: А вот с «Фонограммой страсти» я доставила немало хлопот режиссеру, поскольку для меня стало огромным стрессом сниматься в любовных сценах с обнажением. Я тогда, больше десяти лет назад, собиралась замуж, и личная жизнь увела от профессии немного в сторону. На таких съемках надо настроить себя: это профессия, и свое «я» ты к происходящему в кадре не подключаешь. Сейчас я бы совсем по-иному отнеслась к подобному сюжету, и кино, конечно же, вышло бы другим.
— Как вы относитесь к бытующему мнению, будто «женское» кино второсортно по сравнению с «мужским»?
— Категорически не согласна: много хороших картин у меня получилось именно с женщинами — с Еленой Николаевой и Еленой Немых. Впервые у Елены Николаевой я снялась в сериале «Служба доверия», где сыграла дочку героини Евгении Симоновой, психолога, работающую с людьми по телефону.
С первых секунд на площадке поняла, как тонко делает свое дело Елена Владиславовна. А потом была главная роль в ее телефильме «Девочка» — о юной наркоманке, попавшей в тюрьму. Мой дядя-нарколог был моим личным консультантом. Я отнюдь не из книжек знаю, как всякие вещества действуют на организм, что происходит с зависимым человеком, если отменить препараты. И самое ужасное — когда я потом шла по району, в котором живу, то четко видела то, на что раньше не обращала внимания: вот этот человек — наркоман, и тот тоже. Мне до сих пор страшно, ведь у меня подрастают дети.
— Меняется ли, на ваш взгляд, качество сериалов, про которые, помните, юмористы шутили, что без них жизни нет, но и в них ее нет тоже?
— Меняется, и очень даже заметно. Порой по качеству сериалы превосходят кино. Сериал — массовый потребительский продукт. Сравните количество людей, ходящих в кино и смотрящих сериалы. Очень рейтинговым, например, был сериал «Мамочки», который шел три сезона: первый для меня подобный опыт — актуальная тема, отличный актерский ансамбль. Любят зрители и сериал «Я вернусь».
Большой удачей считаю роль Варвары Иняхиной в многосерийном телефильме Теймураза Эсадзе «Две зимы и три лета» по прозе Федора Абрамова. Помню, у меня только родился второй ребенок, и я с двумя детьми поехала на съемки в поселок Тетьково в Тверской области. И здесь вновь возвращаемся к разговору о сильных женщинах. Варвара Иняхина силой характера не уступит Бригитте, но она женщина, которая без любви пропадает. Что только не говорят на селе про нее, хотя она до последнего мужа ждала, но тут позволила себе полюбить, раскрылась — и погибла. Прекрасная роль, и как же мне повезло, что довелось сыграть ее!
— В новом сериале «Свадьбы и разводы» вы сыграли фею из брачного агентства. Есть ли у вас ответ на вопрос, как крепить семью?
— Брак — большая работа двух людей, и его судьба зависит от того, в состоянии ли они нести ответственность за семью, готовы ли пережить трудности, с которыми встретятся прежде всего при рождении ребенка. Если этой готовности нет — развод неминуем, и я стою на том, что лучше развод, чем совместная жизнь ради детей. Потому что, как бы ты ни заворачивал в красивую обертку отсутствие настоящей любви, дети все почувствуют, и им потом с этим чувством жить.
Нина Катаева
«Труд» (trud.ru)