После тяжелой травмы он не мог сидеть без работы
На счету Евгения Матвеева многочисленные театральные роли, более 40 ярких киноролей, талантливые режиссерские и сценарные работы.
«Не окончив 9-й класс, сбежал из дома в Херсон»
Семейная жизнь его родителей — Семена Калиновича Матвеева и Надежды Федоровны Коваленко — не сложилась. Вскоре после рождения Евгения (а произошло это 8 марта 1922 года в селе Новоукраинка Херсонской области) мать вернулась в родное село Чалбасы (ныне Виноградово), тоже Херсонской области. Ситуация осложнялась тем, что Надежда не получила родительского благословения на замужество, не венчалась в церкви, поэтому по возвращении домой отец не простил ей создания семьи без его согласия.
Чтобы дать сыну лучшее образование, Надежда Федоровна перебралась в ближайший город — Цюрупинск. Евгений учился в средней школе, а она работала там же уборщицей и «руководила» звонками на уроки. Матвеев попал в драмкружок и в конце концов решился на серьезный шаг. По словам актера, он, «не окончив 9-й класс, сбежал из дома в Херсон». Денег на дорогу у юного беглеца не было, и добираться пришлось на попутной барже, на которой везли арбузы. В Херсоне служил статистом в драмтеатре и одновременно учился в актерской студии.
В одном из спектаклей в крохотной роли его заметил известный актер Николай Черкасов, который посоветовал Матвееву отправиться на учебу в Киев к Александру Довженко в его актерскую школу при Киевской киностудии. В этой школе Матвеев и проучился до начала войны. Демобилизовавшись в 1946 году, он стал играть в театрах – сначала в Тюменском драматическом, потом в Новосибирском государственном академическом драматическом. Затем перебрался в Малый театр.
Параллельно актер стал сниматься и в кино. Григорий Полипчук в фильме «Дорога», Иван Лукич Сорокин в картине «Восемнадцатый год» из трилогии «Хождение по мукам», Александр Лобанов в «Деле «пестрых». Роль Макара Нагульнова в картине «Поднятая целина» сделала Матвеева невероятно популярным. Его желала видеть вся страна, и он часто принимал участие в разных театрализованных представлениях.
В 1965 году с Евгением Матвеевым произошло несчастье. В городе Николаеве с его участием было организовано на местном стадионе праздничное театрализованное представление. Матвееву, загримированному по Макара Нагульнова, предстояло проехать круг на тачанке. Однако вместо нее Матвееву выделили неисправную телегу. Перед заездом актер, осмотрев ее, хотел отказаться от поездки, но организаторы праздника уговорили его выехать на стадион. Когда Матвеев выехал, включившиеся прожектора испугали лошадей, которые понесли, и во время поворота у телеги отвалилось колесо. Евгений упал и получил серьезную травму позвоночника – у него были раздавлены два межпозвоночных диска и защемлен нерв. Ситуацию осложняло то, что ранее на съемках Матвеев также получил травму, упав с лошади.
«Актер в стол трудиться не может»
Серьезная болезнь надолго оторвала актера от любимого дела. И, несмотря на то, что Евгений Матвеев был прикован к постели два года, он не терял зря время, занимаясь изучением теории режиссуры. «Экраном» для будущего режиссера стал потолок, на котором он мысленно просматривал свои будущие фильмы. Матвеев не поддавался панике и унынию — он дал себе слово стать на ноги, и благодаря усилиям врачей, его силе воли и страсти к профессии болезнь отступила.
Позже Евгений Семенович рассказывал о своем здоровье: «Жизнь мне дает медицина. Серьезные взаимоотношения с ней у меня начались еще в 1962 году, когда я упал с лошади и повредил позвоночник. Ни руки, ни ноги не двигались, и для меня это был уже конец. Но меня спасли — хотя пришлось первое время ходить в корсете, на костылях. Посоветовали заняться другой профессией. Я стал режиссером. Образовалось две души. Второй раз медицина подарила мне жизнь, когда у меня вырезали раковую опухоль. Не сделай врачи операцию вовремя, я умер бы».
Режиссерским дебютом Матвеева стал фильм «Цыган», поставленный в 1967 году по повести Анатолия Калинина. Роль Клавдии Матвеев доверил популярной актрисе Людмиле Хитяевой, а Будулая сыграл сам: «Мне уже давно хотелось экранизировать это произведение, дать ему жизнь. Я двигался тогда еще очень плохо после травмы, ходил в специальном корсете. Стали думать о том, кто должен сыграть Будулая. Никак не могли подобрать актера. А потом, когда показывали пробы художественному совету, мне кто-то сказал: «Ну, что ты мучаешься? Сам сыграй».
А актер ведь — это существо, жадное невыносимо — жадное до работы. Я не знаю другой такой профессии, в которой можно было бы так страдать от безделья. Поэт может сесть за стол и написать впрок, живописец — нарисовать картину и повесить ее на стенку. А актер может только сейчас, сию минуту. И ему нужен зритель. Обязательно. Как сказал кто-то из великих: «Актер в стол трудиться не может». И я сыграл Будулая. Вот так у меня образовалось две души — актер и режиссер. И обе одинаково болят».
Матвеев до последних дней жизни оставался импозантным и удивительно галантным мужчиной, примерным семьянином — и всю жизнь был женат на единственной женщине, Лидии Алексеевне Матвеевой, бывшей певице, служившей в Большом театре. Беззаветность и преданность супруги помогли Евгению Семеновичу пережить все трудности в жизни и воспитать двоих детей и троих внуков.
5 мая 2003 года Матвеева срочно госпитализировали. Близкие решили, что у него приступ хронического бронхита. Дочь Матвеева – Светлана — рассказывала: «Врачи мне сказали, что у папы рак легких. Четвертая стадия. Врачи изумились — как мы могли этого не знать?! Оказывается, ему этот диагноз поставили еще в 1999 году. Нам он ничего об этом не сказал. Он, как конь, бегал по разным мероприятиям до последнего. От онкологии не лечился». Его не стало 1 июня 2003 года.
Подготовила Лина Лисицына,
по материалам «Зеркало недели» (zn.ua), TvKultura.ru, Chtoby-pomnili.net