Вместе они уже около 50 лет
Его фильмы вошли в золотой фонд кинематографа – «В огне брода нет», «Начало», «Прошу слова», «Мать», «Романовы. Венценосная семья».
«Я долго искал это лицо»
Глеб Анатольевич родился 21 мая 1934 года в Магнитогорске. После школы он окончил Уральский политехнический, где учился на химфакультете, был сменным инженером завода медицинских препаратов, в простонародье – пенициллинового. На заводе Глеб организовал любительскую студию, на которой и снимал свой первый фильм. Это была картина «Нейлоновая кофточка», нравоучительная история о том, как бабушка выслала своей внучке деньги на дорогу, чтобы та к ней, наконец, приехала, а девочка вместо этого купила нейлоновую кофточку и осталась дома. Свой фильм Панфилов отправил на всесоюзный смотр, Впоследствии киновед и критик Рамил Соболев писал о странном режиссере, который прислал свою странную картину «Нейлоновая кофточка». Это, мол, нечто, следите за этим молодым человеком.
Следующая лента «Народная милиция» была документальная, снятая на городских улицах. Эту картину выпустили на широкий экран. А Панфилов за очень короткое время стал кинематографистом.
Работа с ним раскрыла в полной мере и талант Инны Чуриковой, которая потом стала супругой режиссера. Именно в фильмах мужа она выросла в актрису неповторимого диапазона, а сам Глеб Анатольевич уверен: их знакомство было предопределено судьбой. «Мы должны были встретиться, — заявляет он. — Я долго искал это лицо. Когда я ее увидел по телевидению в какой-то передаче, понял — она! Хотя до этого видел Чурикову в “Морозко” и в “Старшей сестре”. Но тут было совершенно незнакомое лицо — она умела быть разной!
А потом когда мы уже были женаты, у меня в одно прекрасное утро на Васильевском острове, где я тогда жил, возник сюжет фильма “Начало”. О том, как девушка играет в кино Жанну Д’арк. Наши устремления совпали — мне хотелось это снять, Инне безумно хотелось играть Жанну. Сценарий мы писали вместе с Евгением Габриловичем. Но в Госкино не сразу приняли сценарий, обвиняли в схематизме. Не без оснований. Потом я заново переписал всю историю — сразу все обросло, все выстроилось, и дело быстро-быстро покатилось. Вот так потом и строились все наши проекты — увлеченно, страстно, азартно. Также мы живем и в семье».
«Стараюсь не сидеть на печи»
Ради совместной жизни с Чуриковой Панфилов оставил первую семью, в том браке у него с женой Эрой родился сын Анатолий, сейчас он работает художником-оформителем. Обиды у него на отца не осталось, наоборот, и Анатолий, и его мама отлично общаются с Чуриковой. Инна же подарила Глебу сына Ивана, тот окончил международно-правовой факультет МГИМО, но потом шокировал родителей тем, что решил посвятить себя ресторанному бизнесу. Да, он успел поработать в респектабельной юридической фирме, однако сидение в офисе угнетало Ивана. А вот готовить и угощать других ему нравилось с детства. Так что теперь он признается, что нашел свое настоящее призвание.
После «Начала» и «Темы» Панфилов продолжал снимать Чурикову в своих фильмах: на экраны вышли «Васса», «Василиса». Сейчас режиссер все больше предпочитает театр, главные роли в его спектаклях играет, конечно, Чурикова. Так было с «Аквитанской львицей», так сейчас с «Аудиенцией», где она играет королев. Правда, критики после премьеры первого спектакля вменяли актрисе в вину сверкание глазами, мимические игры, за которыми нет любви, нет чувства. «Это люди, которые говорят на белое черное! – заявляет Глеб Анатольевич. — Это говорят люди, которые органически не выносят Чурикову, не любят ее глаза, ее голос. Не любят ее талант, не любят ее саму. Я с этим сталкивался, когда её не хотели видеть в роли Тани Теткиной в картине “В огне брода нет”; не хотели, чтобы Пашу Строганову в фильме “Начало” играла Чурикова. Это люди, которые на дух не переваривают всё, что связано с ее именем. Чтобы идентифицироваться с Чуриковой, надо немножко обладать ее чуткостью и ее особым мировосприятием. Должны быть какие-то совпадения хотя бы. А если пересечений нет, то она неизбежно вызывает раздражение».
Панфилову часто приходится выступать в качестве защитника Инны Михайловны: «Прежде всего, я ее горячий поклонник, человек, который высоко ценит ее индивидуальность, ее глубину, ее доброту, ее талант. Она очень яркая личность, необычайно чувствующая и проникновенная. И как настоящий талант она стоит особняком. В ней могут сочетаться и комичность, и драматизм, и множество красок сразу. Это уровень Джульетты Мазины».
Фильмы Панфилова и Чуриковой завоевывали призы на международных фестивалях. В 1969 году «В огне брода нет» получил приз Международного кинофестиваля в Локарно (Швейцария). Фильм «Начало» в 1971 году награжден «Серебряным львом» на Международном кинофестивале в Венеции. Картина «Прошу слова» (1975) удостоена награды Международного кинофестиваля в Карловых Варах (1976) и приза Международного кинофестиваля в Барселоне (1977). А сам режиссёр награждается Каннским призом за художественный вклад в кинематограф (1990).
Глеб Анатольевич категорически не признаёт театр, в котором режиссёр ставит, прежде всего, себя. Панфилов продолжает смотреть вперёд, строит планы. И признаётся: тратить время на добывание денег уже не хочется. «Стараюсь не сидеть на печи, а продолжаю работать. Просто это самая интересная часть моей жизни, самая увлекательная. Она, конечно, и силы забирает, но и даёт. Благодарная публика заряжает тебя намного сильней, чем таблетки и врачебные процедуры».
Подготовила Лина Лисицына,
по материалам «Невское время» (nvspb.ru), Znak.com, «Областная газета» (oblgazeta.ru)