Знаменитому артисту исполнилось бы 95 лет
Он сыграл десятки ролей в знаменитых спектаклях и культовых фильмах. Казалось, судьба предопределила будущее мальчика.
«Родился в рубашке — так сказал акушер»
В молодости отец Лаврова был подсобным рабочим в булочной. А потом его приятель где-то вычитал, что организуется Большой драматический театр и требуются сотрудники. Они с другом пошли наниматься, и их взяли. Так отец Лаврова попал в БДТ, но часто на сцене играл лишь в эпизодах.
Вскоре ему надоело участвовать в массовках, и они вместе с известным режиссером Владимиром Соловьевым решили создать свой Молодой театр. В нем Лавров познакомился с молодой актрисой Ольгой Ивановной Гудим-Левкович, которая стала его женой и мамой Кирилла. Помимо театра, она занималась литературно-чтецкой деятельностью и много записывалась на радио. Мама Лаврова описывала час рождения и каждый день жизни своего сына: «Сегодня, 15 сентября 1925 года, родился Кирка. Роды прошли на редкость легко. Он родился в рубашке — так сказал акушер».
Когда Кириллу Лаврову было пять лет, его родители расстались. Будущий актер остался с мамой, он вспоминал: «Я всегда знал — у меня есть отец; он у нас бывал, он меня навещал, о нем всегда говорили в семье в очень благожелательных тонах, и для меня он был фигурой достаточно авторитетной. Однако встречи наши были нечастыми. Отец много ездил». Учился Кирилл хорошо, но много хулиганил, пропускал уроки. А еще увлекался футболом, посещал тренировки клуба «Спартак» и вскоре попал в основной состав юношеской команды – был назначен правым крайним нападающим. К слову, увлечение футболом Лавров сохранил на всю жизнь — он был капитаном любительской команды БДТ и болел за «Зенит».
«До войны у меня все мысли были связаны со спортом: играл в футбол в «Спартаке», был первый разряд по гимнастике, — вспоминал актер. – Ну, а кроме спорта, самая банальная, но в тоже время самая серьезная и даже болезненная мечта была — о море. Еще до войны, окончив седьмой класс, я подал документы в морской техникум. Хотел стать штурманом дальнего плавания. А еще до этого занимался в морском кружке. Но началась война, и все планы рухнули. Если бы не война, я бы в театре не был. Плавал бы себе по морям».
«Стоит какой-то идиот и глядит на трубу»
Когда началась война, мать Кирилла Лаврова была назначена заведующей интернатом эвакуированных детей из актерской среды в Кировской области. В 1943 году семнадцатилетним Кирилл ушел добровольцем на фронт. Юношу отправили учиться в Астраханское техническое авиационное военное училище. Которое окончил в год окончания войны, на фронте так и не был. Отправили Кирилла на Курильские острова, где будущий артист прослужил еще пять лет – обслуживал самолёты. Там он увлекся литературой и театром, стал участвовать в художественной самодеятельности, играл в любительских постановках. Отец Кирилла Юрьевича хотел, чтобы сын оставался служить в авиации. Но Лавров стал актёром. Специального образования он не получил: «Меня не приняли в театральный институт из-за отсутствия аттестата зрелости. Леонид Федорович Макарьев <…> посоветовал пойти в вечернюю школу. Я попытался. Два или три дня занимался математикой, у меня поднялась температура, мне стало противно, я все бросил и понял, что в 25 лет уже не могу учиться в школе <…> А вторая причина, по которой ни отец, ни я не имели диплома о среднем и высшем образовании, — просто лень. Отец постоянно говорил, что это у нас в роду». Тогда Кирилл отправился к Константину Павловичу Хохлову, возглавлявшему Киевский академический театр русской драмы, прочел весь свой небогатый репертуар и был приглашен на работу в театр.
«Я не учился театральному мастерству, но под началом отца прошел хорошую актерскую школу, — говорил Лавров. — Сначала работал статистом в Киевском драматическом театре. Затем два года играл в массовке и был счастлив выходить на одну сцену с профессионалами. Главный режиссер Константин Павлович Хохлов, который в свое время работал со Станиславским, дал мне такое образование, какое ни один институт не даст». Артист Николай Рушковский писал: «Блестяще играл Алексея в первой пьесе Розова «В добрый час», которая шла в нашем театре очень хорошо. Это уже было по-настоящему, это было из того, что можно предъявлять. Вот в таких ролях Кирилл формировался как актер».
Как-то Лавров приехал с театром на гастроли в Москву и оказался возле Школы-студии МХАТ. А среди студенток этого заведения была юная Валентина Николаева. В тот момент, когда она вышла из здания, Кирилл стоял на углу и внимательно смотрел на водосточную трубу, которая раскачивалась на ветру. Он был так увлечен этим, что не увидел вышедшую на улицу девушку, а она его, наоборот, заметила: «Стоит какой-то идиот и глядит на трубу, как будто других занятий нет!»
После окончания студии Валя Николаева попала в Киевский драмтеатр, где вновь увидела Лаврова. На дворе была зима, и Кирилл организовал субботник по уборке снега. «Туда явились все, кроме молоденькой актрисы Валентины Николаевой, — вспоминал Лавров. – Она только-только поступила к нам из Школы-студии МХАТ. Вызываю ее для проработки. И вся эта проработка закончилась нашей свадьбой».
В 1953 году они поженились. А в 1954 режиссер Хохлов, который возглавил Большой драматический театр, пригласил семью Лаврова в БДТ. Артист работал там более пятидесяти лет и лишь однажды хотел покинуть БДТ – после смерти Хохлова в 1956 году, когда руководителем театра стал Георгий Товстоногов. Почти сразу режиссер распустил половину труппы, убрал из репертуара несколько спектаклей. Кирилл Лавров решил уйти из БДТ сам – актера как раз пригласили в театр комедии. Однако Товстоногов предложил Лаврову сыграть в новых постановках. Уже в сентябре 1956 Кирилл Юрьевич исполнил одну из главных ролей в спектакле Товстоногова «Шестой этаж». За этой постановкой последовали другие – «Когда цветет акация», «Метелица», «В поисках радости». Режиссер Анатолий Эфрос вспоминал: «Все с такой восторженностью и с таким негодованием (были и такие) рассказывали о спектакле «Пять вечеров» у Товстоногова, что просто нельзя было не поехать в БДТ…» Потом Товстоногов решил переосмыслить пьесу Грибоедова «Горе от ума» и отдал Лаврову роль Алексея Молчалина. Кирилл Юрьевич позднее писал: «Начиная работу, я поддался соблазну посмеяться над приспособленцем и подхалимом. Я легко обнаружил комедийное начало образа. Но когда однажды меня обожгла мысль о подлинном уме Молчалина, я начал жестоким образом исключать все смешное и подчеркивать все серьезное». Спектакль стал одним из самых известных в репертуаре БДТ.
Жена Лаврова тоже была актрисой Большого драматического театра. Однако, родив сына Сергея, а потом и дочь Марию, 1965 году оставила театральную сцену. В браке актеры прожили почти пятьдесят лет – до смерти Николаевой в 2002 году.
«В каждом из нас сидит кусочек Понтия Пилата»
В 1966 году Лавров сыграл в картине Геннадия Шпаликова «Долгая счастливая жизнь», которая получила главный приз на Международном кинофестивале авторского кино в Бергамо. Режиссер Иван Пырьев позвал Лаврова на роль Ивана Карамазова в экранизацию романа Федора Достоевского «Братья Карамазовы», но не успел закончить, и съемками последней третьей серии картины руководили Кирилл Лавров и Михаил Ульянов. «Три больших и чрезвычайно сложных эпизода сняты Ульяновым и Лавровым в качестве режиссеров — «В Мокром», «Черт. Кошмар Ивана Федоровича» и «Суд», что потребовало от артистов немало сил и — что самое главное! — той самой ответственности за все, которой оба они были буквально пропитаны насквозь. <…> Вряд ли зритель почувствует другую руку в этих киносценах: какими бы ни были личные амбиции режиссеров поневоле, они абсолютно не ощутимы в общей ткани кинополотна. Лавров и Ульянов не делали собственный фильм, они завершали, доводили последнюю работу режиссера, которому оказались преданы до конца, пытаясь бережно сохранить все линии, намеченные Иваном Александровичем Пырьевым, не нарушить ту эстетику, в которой лента осуществлялась», — пишет Наталья Старосельская в книге «Кирилл Лавров» (из серии «Жизнь замечательных людей»).
В 1972 году Лавров снялся в картине «Укрощение огня» о покорении космоса, сыграв инженера-конструктора Андрея Башкирцева. Прототипом этого героя был легендарный ученый Сергей Королев. А вот что писал Василий Лановой о роли графа Карнеева, сыгранной Лавровым в фильме Эмиля Лотяну «Мой ласковый и нежный зверь» по повести Антона Чехова «Драма на охоте»: «Актер нашел и заявил в своем отрицательном герое не до конца еще утраченные благородные свойства души, попытался вытащить крупицы человеческого из-под спуда цинизма, разврата, духовной опустошенности, показать трагедию гибнущей личности».
В мае 1989 года умер Георгий Товстоногов. Новым художественным руководителем БДТ коллектив единогласно выбрал Кирилла Лаврова. Против проголосовал один человек – сам актер. Заведующая литературной частью БДТ Дина Шварц писала: «Здравомыслящий человек, он должен быть единоличным правителем, хотя бы на время». Лавров говорил, что согласился руководить театром, «чтобы не развалилось созданное Товстоноговым». Он не был режиссером, поэтому, чтобы ставить спектакли, привлекал в Большой драматический театр новых постановщиков. Кирилл Лавров не оставил актерской работы: в 1990-х и 2000-х он играл и в спектаклях, и снимался в кино – в основном в телесериалах.
О своей роли Понтия Пилата в экранизации романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» режиссера Владимира Бортко Лавров говорил: «Если б мне сказали: «Мастер и Маргарита» — твой последний фильм» — я б не расстроился. Эта роль достойна того, чтобы стать последней. Потому что в каждом из нас сидит кусочек Пилата — человека, который ушел от решения вопроса, не нашел в себе сил бороться и передал проблему другим».
Когда умер Михаил Ульянов, Кирилл Юрьевич, будучи сам тяжелобольным, приехал в Москву на похороны. «Низкий тебе поклон, дорогой мой брат!» — сказал актер, пояснив, что после выхода фильма «Братья Карамазовы» они с Ульяновым всю жизнь чувствовали себя братьями. А всего через месяц после этого, 27 апреля 2007 года Кирилл Лавров умер. Похоронили его рядом с могилой любимой жены Валентины на Богословском кладбище Санкт-Петербурга.
Подготовила Лина Лисицына,
по материалам culture.ru, TvKultura.ru, «Дело» , «Смена»