Каждая его киносказка тут же становилась киноклассикой
«Я даже и не знаю, что должно случиться у человека, чтобы его всерьез потянуло в детскую режиссуру», — говорил Нечаев. Но так решила судьба.
«После «Буратино» меня уже не отпускали»
Леонид родился 3 мая 1939 года в Москве, но с определенного момента перестал праздновать свой день рождения. В этот день у него умерла мама, самый дорогой для него человек. И каждый год 3 мая он проводил на кладбище. Отца Леонид потерял совсем рано, тот погиб на войне. А мама была простой служащей.
Однажды друг Нечаева Володька Штейн затащил его в театральную студию. Это было в 1952 году. «Я прикипел к детской театральной студии, поступил во ВГИК, но в итоге оказался на факультете режиссуры. Мне нравилось ставить, у меня получалось, ребята это видели и часто просили им помочь. Так и удрал в режиссуру. Причем в тот момент мне казалось, что голова набита свежими идеями, что я весь из себя – четыре Бондарчука по энергии и один Тарковский по таланту».
Во ВГИКе он начал снимать первые картины, потом работал на Шаболовке в отделе производства фильмов. Делал творческие кинопортреты певцов оперы и эстрады. «Но очень скоро мне всё так надоело, что я буквально не глядя взялся за первый попавшийся сценарий и уехал в 72-м перед самым Новым годом в Минск снимать “Приключения в городе, которого нет”, — вспоминал Нечаев. — Это была не очень интересная сказочная история про мальчика, попавшего в мир литературных персонажей. Ну, я там похулиганил немножко: герои у меня запели и заплясали. Минское начальство было в восторге: “А дальше что снимать хочешь?” И я через пару недель привез из Москвы сценарий “Приключения Буратино”. За это время мы успели с Инной Ивановной Веткиной его доработать на кухне. Помню, она, несчастная, в таком авральном режиме до того доработалась, что пыталась прикурить от водопроводного крана. После «Буратино» меня уже не отпускали – я за 17 лет снял в Минске 13 картин». Зрителям Нечаев подарил такие чудесные фильмы, как «Про Красную Шапочку», «Проданный смех», «Сказка о Звездном мальчике», «Не покидай», «Питер Пэн», «Рыжий, честный, влюбленный».
А актеров в свои картины находил случайно. «Помню, я уже отчаялся искать девочку на роль Мальвины. Ехал в поезде из Москвы на второй полке и проснулся от звонкого детского смеха. Голову свешиваю, а там девочка с такими глазами! Ты кто? Я Таня, еду в гости. И ехала в гости к нашей ассистентке! Мы сотни девочек просмотрели – всё не то, а ассистентка не могла сказать, что у нее такая знакомая! Димку Иосифова, сыгравшего Буратино, я заметил в подземном переходе в Минске. Вижу, бабушка с внуком бежит – в одной руке коньки, в другой труба. Я за ними. Догнал, остановил, представился. А она мне в ответ: «Какое кино, милый! Видишь, с музыки на фигурное катание бежим, едва успеваем!»
Мальчика на роль Людвига в картине «Рыжий, честный, влюблённый» тоже полгода искал. Я из комнаты вышел и вижу – сидит мальчик – глаза испуганные, ресницы длиннющие! И я понимаю, что передо мною тот, кого мы так долго не могли найти. В начале съемок Денис Зайцев говорил ужасно, его только мама понимала с первого раза. А через пару недель он у меня так заговорил, что даже сам себя в итоге озвучивал. Он у меня потом и в «Питер Пэне» снимался, и сейчас он великолепный актер Театра комедии в Питере. Игоря Красавина на роль принца Патрика в фильме «Не покидай» я тоже неожиданно нашел. Увидел его в метро через окно вагона. На перроне стоял такой фактурный парень-красавец. Я успел выскочить на той станции, рассматриваю его, а он краснеет. Это меня так умилило. Ну, я, конечно, подошел к нему представился и предложил сниматься».
«Папа очень устал. Суеты было много»
Сам Нечаев был многодетным отцом – четыре дочки и один сын. «Я все время платил 50 процентов алиментов», — признавался режиссер. Женат Нечаев бы аж девять раз. «Ни одна из девяти папиных жен после него не вышла замуж, — говорит дочь режиссера Настя. — Хотя все были и умницы, и красавицы — он ведь мог влюбиться далеко не в любую, только в очень интересного человека. Но, как говорила моя мама, никого лучше папы она не встретила, и лучшие годы жизни у нее были с ним. То же самое могут сказать и другие жены — большинство из них до сих пор общаются, видимо, потому, что все чем-то похожи между собой.
Ему было необходимо состояние влюбленности. Без этого он не мог работать. Но в последние годы появилась потребность, чтобы им восхищались, — как подтверждение того, что новые фильмы еще обязательно будут. Именно это восхищение он и нашел в Наде, своей последней жене. Из-за которой потом потерял так много друзей. Она ведь была очень юной, ей хотелось яркой жизни рядом со звездой, хотелось фестивалей, шумного праздника, а папе все это претило».
Надя была на сорок лет младше. Когда ее родители узнали, что они с Леонидом хотят пожениться – не сразу восприняли это всерьез: с ума сошли! А познакомился Нечаев с будущей супругой благодаря своим фильмам: «Она позвонила мне и сказала, что учится в рязанском филиале московского института культуры, и ей нужно написать работу об интересном человеке. И я самый интересный для нее. Она знает все мои фильмы наизусть. Ну, я и ответил – приезжайте, поговорим. Дверь открыл, стоит – такие синие глаза, роскошная, длинная коса. Такой красоты простой сейчас и не встретишь. Вот и всё!»
В последние годы любимым героем Леонида Нечаева был лисенок Людвиг из фильма «Рыжий, честный, влюбленный». «Он чувствовал себя таким же потерянным», — вздыхает его дочь. Еще бы — больше всего на свете Нечаев хотел работать. Но сценарий нового фильма о щуке, влюбленной в Емелю, был у него давно готов, даже музыка написана, нашлись и актеры на главные роли. Однако поддержать его проект из одной лишь любви к искусству было некому. За 1990-2000-е годы он снял всего лишь три фильма. «Дюймовочка» осталась его последней сказкой. Нечаев скончался после перенесённого инсульта на 71-м году жизни, в январе 2010 года.
В последние месяцы жизни он мечтал купить домик возле Минска и пожить в одиночестве. «Папа очень любил своих детей, и старших, и младших, но он очень устал. Суеты было много, работы — мало, — рассказывала Анастасия. — Звонил и говорил мне: “Когда я умру, ты просто выйди и скажи — он был человеком света и добра”. На похоронах я так и сделала. Действительно, папа был замечательным человеком, режиссером, актером, мужем, дедом, отцом. И не сделал в своей жизни ничего такого, о чем предпочел бы молчать. Да, у него были свои недостатки. Но достоинства их с избытком перекрывали».
Подготовила Лина Лисицына,
по материалам sb.by, «Квартирный ряд» (moskv.ru), «Сегодня» (segodnya.ua)