Звезда фильмов нуар, жена Хамфри Богарта и «хозяйка крысиной стаи». Она начала карьеру у Говарда Хоукса, а закончила в фильмах Барбры Стрейзанд и Ларса фон Триера. Лицо золотой эры Голливуда, посвятившая кино почти 70 лет жизни.
Без отца
Настоящее имя Лорен Бэколл – Бетти Джоан Перски. Она родилась в еврейской семье в Нью-Йорке 16 сентября 1924 г. Мама актрисы эмигрировала в Соединенные Штаты из Румынии, а отец был иммигрантом уже во втором поколении – его родители переехали из России. По некоторым данным актриса по отцовской линии была дальней родственницей девятого президента Израиля Шимона Переса.
Однако создать крепкую еврейскую семью у родителей Бетти не вышло. Они развелись, когда девочке было всего 5 лет. После этого актриса никогда не видела своего отца. Еще в детстве она взяла себе девичью фамилию матери – Бэколл, а спустя какое-то время и новое имя – Лорен. Она росла под присмотром бабушки и мамы, с которой всегда сохраняла очень тесную связь.
Благодаря богатым родственникам Лорен училась в престижной частной школе, а затем поступила в Американскую академию драматического искусства. Ещё во время учебы там актриса дебютировала на Бродвее и начала карьеру фотомодели.
Громкий дебют
Лорен начала сниматься для глянцевых журналов вскоре после школы. К 19 годам она добилась определенной известности, и её фото украшали обложки таких журналов, как Harper’s Bazaar и Vogue.
Именно благодаря карьере фотомодели Лорен попала и в кино. Её увидела в Harper’s Bazaar жена продюсера и режиссера Говарда Хоукса. Она предложила мужу позвать девушку на кастинг, и Лорен быстро была утверждена на одну из главных ролей в фильме Хоукса «Иметь и не иметь».
Дебют Бэколл был ярким. Первая же роль – и сразу главная, да ещё и в паре с суперзвездой – самим Хэмфри Богартом, поднявшимся на недосягаемую высоту после роли в «Касабланке». Начинающая актриса о таком могла только мечтать. Более того, первая роль стала не только блестящим стартом кинокарьеры, но и заметно изменила личную жизнь Лорен.
Вскоре после начал съемок между ней и Богартом вспыхнула страсть. Дело несколько осложнялось тем, что Хамфри вообще-то был женат, а Лорен весьма приглянулась режиссеру. «Боги влюбился в персонаж, которого она сыграла, поэтому ей придётся играть его всю оставшуюся жизнь», – скажет впоследствии уязвленный Хоукс.
Но вспыхнувшие на площадке страсти всё же удалось уладить, и фильм был вовремя закончен. Слухи об отношениях между актерами, исполнившими главные роли, только подогревали интерес зрителей к фильму. Да и в кадре чувства из реальной жизни давали о себе знать – Лорен и Хамфри блестяще сыграли влюбленных, потому что были по-настоящему влюблены друг в друга.
Уже после первого фильма Лорен проснулась знаменитой. Она моментально попала в число лучших актрис Голливуда и стала секс-символом американского поколения. И даже когда в полную силу засветила звезда Мэрилин Монро, Бэколл вполне на равных соперничала с ней в этом качестве.
Бэколл отличалась низким глубоким голосом и совершенно особенным взглядом – как бы исподлобья. Последний возник от смущения, которое Лорен испытывала перед камерой в начале своей карьеры.
Со временем она преодолела природную стеснительность, но фирменный взгляд остался отличительной чертой её образа. Он придавал актрисе особенную сексуальность – совсем неброскую и осторожную, но тем более неотразимую и притягательную.
А вот сексуальный голос Лорен стал результатом направленной работы. Бэколл занималась со специальным тренером. Под его руководством она часами выкрикивала стихи Шекспира, пока голос не стал ниже. Кроме того, Лорен выделялась ростом – 174 сантиметра – она была заметно выше большинства актрис своего времени.
Яркая внешность Бэколл вполне вписывалась в стандарты Голливуда 40-50-х, но за этой яркостью не терялась индивидуальность. Голос, взгляд, актёрский талант и природное обаяние – всё это создавало ни на кого не похожую актрису, единственную и удивительную.
Голливудская пара
Карьера Лорен Бэколл развивалась стремительно. Новые роли следовали одна за другой, а параллельно работе на экране развивались отношения с Богартом. В 1945 году актеры вновь встретилась на съемочной площадке – они играли в картине «Глубокий сон», очередной режиссерской работе Хоукса.
Та самая «химия» между Лорен и Хамфри с каждым днём действовала только сильнее, и игра актеров искрилась от страсти и сексуальности. Диалоги в «Глубоком сне» полны двусмысленности, и напряжение, которое переживали исполнители главных ролей, делало их ещё убедительнее. Дело в том, что на протяжении съемок Богарт мучительно пытался понять, стоит ли ему уходить от очередной жены. В конце концов, он решился и добился развода.
В мае 1945 года Лорен и Хамфри поженились. Фильм же вышел на экраны в следующем году. Несмотря на запутанность сюжета (настолько, что режиссер и сценаристы сами так и не определились, кто же убийца), «Глубокий сон» имел большой зрительский успех, а впоследствии был признан одной из лучших картин в жанре нуар за всю историю Голливуда.
Богарт был на 25 лет старше Лорен. Злые языки говорили, что их брак не будет долговечным. Но, несмотря на некоторые трудности, например, периодически чрезмерное увлечение Хамфри алкоголем и любовь Лорен к вечеринкам, их отношения продлились 11 лет – до самой смерти Богарта. В этом браке Бэколл родила двоих детей.
Всё это время актеры оставались одной из самых красивых пар американского кино. Они стали олицетворением богатства, успеха, славы и красоты – всего того, с чем ассоциируется классическая эра Голливуда.
Хозяйка крысиной стаи
Лорен Бэколл с легкостью вошла в мир богатых и знаменитых, а брак с самым известным и высокооплачиваемым актером Голливуда только укрепил её положение. Ей было интересно не только играть в кино, но и просто жить всей этой красивой глянцевой жизнью. Лорен стала завсегдатаем светских тусовок, а после брака с Богартом и инициатором многих из них.
К концу 40-х Лорен и Хамфри стали ключевыми фигурами в американском шоу-бизнесе. Вокруг них собралась группа самых знаменитых актеров и музыкантов. Среди них были Кэри Грант и Джуди Гарленд, Нэт Кинг Коул, Эррол Флинн, Микки Руни и даже сам Фрэнк Синатра. Они часто собирались в нью-йоркской квартире Хамфри и Лорен. Бэколл получила прозвище «хозяйки норы».
Это было своего рода неформальное сообщество самых успешных, богатых и знаменитых. Оно сохранилось и после смерти Богарта в 1957 году, а за одного из самых активных и влиятельных членов «крысиной стаи» – Фрэнка Синатру – Лорен едва не вышла замуж. Однако их помолвка расстроилась, и следующим мужем Бэколл стал актёр Джейсон Робардс, за которого она вышла в 1961 году.
В 1960-е режиссер Льюис Майлстоун снял фильм «11 друзей Оушена», который был изначально задуман, чтобы собрать всех (или почти всех) членов «стаи» вместе на экране. Но Лорен в этом проекте не участвовала. После смерти Хамфри она вообще стала заметно меньше сниматься в кино.
Трудная звезда
В 1953 году Лорен Бэколл снялась вместе с Мэрилин Монро и Бетти Грейбл в фильме «Как выйти замуж за миллионера». С таким актерским составом картина была обречена на успех. Но с каждым следующим фильмом Лорен все больше разочаровывалась. Она всегда очень тщательно подходила к выбору сценария и новые роли её не удовлетворяли.
Со временем она все чаще стала отказываться от предложений и заслужила репутацию довольно трудной и капризной кинозвезды. Чем более известной, а значит и самостоятельной, становилась Лорен, тем чаще она не соглашалась. При этом, однако, слава её только росла.
В 60-х Лорен снялась всего в трёх фильмах, самым заметным из которых стал детектив «Харпер». После этого на протяжении 8 лет Бэколл вообще не снималась в кино. И только в 1974 году она согласилась на роль в «Восточном экспрессе». Актриса никогда не уходила из кино полностью, но с 60-х по 90-е большую часть времени и сил она уделяла театру.
Лорен впервые вышла на бродвейскую сцену ещё в юности, но её первые театральные роли были незначительными, а спектакли прошли незамеченными. После этих неудачных попыток она вернулась в театр только в 1959 году, когда стала уже безусловной кинозвездой.
В театр Лорен шла собственно за искусством. Она уже добилась и славы, и денег, но продюсеры раз за разом предлагали ей скучные типажные роли не очень осмысленных красоток и всячески пытались эксплуатировать звездный образ Бэколл.
С начала 60-х Лорен стала регулярно играть на Бродвее и добилась и заметных успехов в качестве театральной актрисы. В 1970 году за роль в спектакле «Аплодисменты» она получила свою первую премию «Тони» – аналог «Оскара» для американского театра. Второй раз Лорен получила «Тони» в 1981 году – за роль в мюзикле «Женщина года».
В начала 90-х актриса начала снова регулярно сниматься в кино. Среди известных картин этого периода – «Свидание со смертью», «Мизери», «Чужое поле», «Высокая мода», «Всё, что я хочу на рождество» и многие другие.
Роль Ханны Морганы в фильме Барбары Стрейзанд «У зеркала два лица» принесла Лорен номинацию на «Оскар», а ведь актрисе на тот момент было уже 73 года. В таком почтенном возрасте Бэколл была не чужда и экспериментам. Например, сыграла в фильмах Ларса Фон Триера «Догвилль» и «Мандерлей».
Долгие годы Лорен Бэколл оставалась единственной живой легендой Голливуда, пережившей его золоту эру. Впрочем, сама она всячески открещивалась от своего легендарного статуса.
«Я не легенда. Я еще не померла. Легенды — это те, кто в прошлом. А я существую в настоящем. Мне всегда хотелось быть актрисой. Изображая другие характеры, других людей, я ощущаю истинную свободу. Я высоко уважаю актерскую профессию и люблю подлинных актрис. Я буду продолжать работать, пока мне позволит здоровье. Я снялась в целой куче независимых картин у молодых режиссеров, про которых раньше и не слыхала», – говорила 83-летняя Бэколл в интервью по случаю премьеры картины «Эскорт для дам».
Почти все свои кинопремии Лорен получила уже после 70. И речь не только о почетном «Оскаре» 2010 года – это как раз за былые заслуги. Но и два «Золотых глобуса» и премию «Сезар» Бэколл получила в том возрасте, когда большинство уже ушли на заслуженный отдых. Она же продолжала сниматься в кино, ходить на телешоу и озвучивать мультфильмы, в общем, жила полной грудью в свое удовольствие до последнего. Умерла Лорен Бэколл 12 августа 2014 г., в Манхэттене, Нью-Йорк.
Источник: «Апрель» (april-knows.ru)