Сейчас Швайгер — один из немногих немецких актеров и режиссеров, добившихся признания на мировых экранах.
Актерское призвание
Тильман Валентин Швайгер родился 19 декабря 1963 года в городе Фрейбурге в Германии, в скромной учительской семье. В школе он учился хорошо, занятия ему нравились, и Тиль был уверен, что в будущем сам будет преподавать, как его родители. Вот только этим его мечтам не суждено было сбыться. К тому моменту, когда Швайгер окончил школу, добрая половина учителей в его стране не могла найти работу по специальности. По этой причине, поступив на факультет германистики, Швайгер вскоре разочаровался в выборе профессии и через два года обучения бросил институт.
Отказавшись от карьеры преподавателя, он поступил в медицинское училище. Однако окончив учебу и пройдя службу в охране ВВС в Голландии, Тиль вернулся в Германию, совершенно не зная, чем заниматься дальше. Решить этот непростой вопрос ему помог случай. Одна его подруга училась театральному искусству в специализированной школе, и это натолкнуло Тиля на мысль об актерстве. Первое, что он сделал на пути к будущей славе, – это прошел за три с половиной года обучение в театральной школе Der Keller, расположенной в Кёльне. Начинал же свою карьеру Тиль даже не эпизодическими ролями в сериалах, а дубляжом порнографических фильмов на немецкий. Продолжалось это, правда, недолго, и вскоре Швайгера пригласили на работу в театр «Контра-Крайс», который находится в Бонне.
В кино же дебютным фильмом для Тиля становится комедия «Рискованные гонки». В 1995 году Швайгер женился на американке Дане Карлсен. Вскоре у молодоженов родился сын, которого счастливые родители назвали Валентин Флориан. Уже через два года у мальчика появляется сестренка по имени Луна Мари. Рождение дочери совпадает для Тиля с другим важным событием в его жизни. В 1997 году выходит картина «Достучаться до небес», которая не только ясно доказывает наличие у актера таланта к комедийным ролям, но и к драме. Фильм стал хитом, а для Швайгера настоящей гордостью было то, что он выступил не только в качестве артиста, но также и соавтора сценария, и продюсера картины.
«Мои фильмы – товар штучный»
В 1998 году у Тиля рождается третий ребенок – девочка, названная Лилли-Камиллой. После этого семья перебирается в Голливуд, где Швайгер начал активно играть в кино: «Все вдруг стали наперебой меня приглашать в какие-то боевики. И все эти картины постепенно стали превращаться в одну большую кашу. Много однотипных фильмов – это неинтересно».
Тиль тогда понял, что может потерять свои корни, и вернулся на родину. Дома он моментально обрел почву под ногами, и ему даже захотелось самому снять какой-нибудь фильм. Получился «Белый медведь» – что-то такое с американским налетом, однако очень немецкое: «Я пригласил Бенно Фурмана, гениального актера, и мы вместе сыграли этот триллер. Я почувствовал, что дома мне очень хорошо». К тому времени Дана родила Тилю еще одну дочь, которую назвали Эмма Тигер. Но брак Швайгера уже трещал по швам, и в конце концов супруги приняли решение расстаться. Правда, они продолжают общаться и совместно заниматься воспитанием детей.
Хотя Тиль и вернулся домой, от международных проектов он не отказывался. «А зачем? Кино – это интернациональный вид искусства, — говорит Швайгер. — Мне очень нравилось ездить по всему миру и сниматься у самых разных режиссеров. Но я понимал, что везде от меня ждут только одного — чтобы я играл немца».
Новая лента «Хотдог» рассказывает про Тео и Люка — охранников в посольстве одной небольшой страны. Они терпеть друг друга не могут, а все потому, что у них совершенно разный подход к делу. Один привык решать вопросы жестко, а другой не верит в силовые методы и полагается на интеллект и свою «феноменальную» память. Но, так случается, что во время дежурства этой парочки похищают дочь посла. И теперь эти двое вынуждены объединиться для её спасения, что влечет за собой настоящий хаос в расследовании.
На режиссерском счету Швайгера уже несколько комедий и одна мелодрама. Но сам Тиль говорит, что каждый фильм – это штучный товар, и поэтому он не любит объединять их в категории: «По крайней мере, у меня картин не такое количество, как у Джеки Чана. Вот о нем можно сказать: этот человек любит сниматься в комедийных боевиках. А я… Нет, бывает, что-то придет в голову, и начинает просто нести – надо быстро-быстро это сделать, чтобы “волна” не ушла. А иногда – мучаешься месяцами. Нет, мои фильмы – товар штучный».
У Швайгера нет какой-то определенной мечты, он никогда не стремился сыграть какую-то конкретную роль или получить кинонаграду: «Я всегда следую от одной цели к другой. Если вы меня спросите, хочу ли я работать с братьями Коэн, я отвечу: “Да!” Хочу ли я сниматься в фильме Бена Аффлека? Конечно, хочу! Я даже пробовался на роль в фильме Клинта Иствуда, но в итоге он выбрал другого актера. Хоть я и очень хотел получить эту роль, мне кажется, Клинт поступил правильно.
В целом, я хочу продолжать в том же духе, переходя от одной картины к другой, при этом еще успевать находить аудитории для своих новых фильмов. Многие великие режиссеры создают по одной или две картины и исчезают навсегда. Пусть даже они широко прославились своими работами, но с тех пор прошло много времени. Я хочу всегда работать и создавать что-то новое, как, например, Клинт Иствуд, который в свои годы продолжает совершенствовать свое мастерство. Я не хочу быть как Фрэнсис Коппола, который создал великого “Крестного отца”, а после этого – ничего».
Подготовила Лина Лисицына,
по материалам Tilschweiger.ru, «Невское время» (nvspb.ru), Dw-world.de