Знаменитой актрисе исполняется 85 лет
Однажды Сергей Герасимов спросил Зинаиду: «Почему ты решила стать актрисой?» Она ответила: «Чтобы отдать свою душу, чтобы люди также переживали вместе с моими героинями, как это было со мной».
«Аида – ну, совсем не наше имя»
Зинаида родилась 9 июля 1933 года в Махачкале. Ее отец Георгий Широков окончил Тбилисское юнкерское училище по классу трубы, затем в 1919 году его вместе с другими юнкерами отправили на пароходе в Англию, но там их никто не ждал. Спустя 8 лет, настрадавшийся и повидавший немало горя, он вернулся на родину. Георгий встретил Александру Иванову, красивую и волевую женщину, подарившую ему сына и дочь. Однако по прошествии нескольких лет они все-таки разошлись. В 1939 году отец Зинаиды был осужден за хищения.
В начале 1940-х маму Зинаиды направили в станицу Ставропольского края, потом в Дербент — восстанавливать разрушенное хозяйство. Там в 1942 она познакомилась с Михаилом Кириенко. Вскоре они поженились. Отчим смог по-настоящему заменить маленькой Зинаиде отца. Именно его фамилию и отчество взяла, а затем прославила будущая актриса. «Судьбу мне напророчила мама, она сказала: “У меня дочка будет обязательно артистка, драматическая”. Мама читала книгу “Аида” о судьбе греческой трагической актрисы. Вот она меня назвала Аидой», — говорит Кириенко.
В доме девочку целый месяц называли Идой, но когда нужно было регистрировать ребенка, отец отправился один – мама тяжело болела. По дороге Георгий решил: «Аида — ну, совсем не наше имя, зачем это?» И записал дочку Зинаидой. Пришел домой, показал жене метрику, та в истерике забилась, а он говорит: «Шура, ну что ты волнуешься, смотри, два имени есть — Зина и Ида». В школе Зинаида Михайловна была Идой Ивановой, по фамилии матери. А во ВГИКе Идой Кириенко, уже по фамилии отчима.
«Помню, мама провожала меня в институт. На экзамене было дано задание. Нужно было выйти из аудитории, где у нас комиссия сидела, в дверь в следующую аудиторию. И вот мне говорят: “Ты входишь и чувствуешь, что у тебя в квартире запах дыма, у тебя пожар в другой комнате, вот найди, где этот пожар. Покажи, как ты будешь реагировать”. И я, наверное, выглядела очень смешно, потому что, когда я вошла в комнату и действительно почувствовала запах дыма, я бросилась туда, а ноги у меня, знаете, как у одного персонажа на льду, разъезжались во все стороны». Сергей Герасимов, да и вся приемная комиссия, хохотали от души, по-доброму. Несмотря на волнение и казус с ногами, талант девушки был отмечен. Именно Герасимов потом привел юную актрису на большой экран. В его новелле для международного киноальманаха «Роза ветров» она сыграла первую роль. А потом был «Тихий Дон».
«После его смерти я как-то сразу осиротела»
Критики наперебой расхваливали глубину, эмоциональность и яркость игры Кириенко в роли Натальи Мелеховой. «Это удивительно сильный характер, и весь материал для исполнения этого образа дал мне роман, — говорит Кириенко. — Так что, ко мне никого не приставляли, чтобы обо всем мне рассказывал. Наталья удивительно написана Шолоховым».
По окончании ВГИКа Кириенко устроилась работать в Московский драматический театр на Малой Бронной. К середине 60-х Зинаида Кириенко стала одной из ведущих молодых актрис кино. «На съемках картины “Казаки” я встретила свое счастье, познакомилась со своим будущим мужем, — рассказывает артистка. — Фильм снимался в станице Червленой, в окрестностях Грозного, и для массовки набирали спортсменов. Среди них оказался Валерий Тарасевский — великолепно сложенный красавец. Уже через два месяца мы сыграли с ним свадьбу. Мне потом говорили, что я самого красивого казака увезла. Мама Валеры была терской казачкой, а отец — донским казаком». В браке родилось двое сыновей Тимур и Максим, а сегодня у Зинаиды Кириенко — три внука, две внучки, один правнук и две правнучки…
В 1974 году Евгений Матвеев предложил Кириенко роль Ефросиньи Дерюгиной в фильме «Любовь земная». А спустя три года актриса снялась в продолжении ленты — картине «Судьба». В последние десятилетия она снимается мало: «Я ощущаю одиночество, — признается актриса. — Дело в том, что в 2003 году умер мой муж Валерий Тарасевский. После его смерти я как-то сразу осиротела, растерялась внутри себя. Валера всю жизнь мне дарил любовь. Без него мне стало пусто и одиноко. Дети и внуки помогают мне, все делают для того, чтобы я чувствовала себя комфортно. Я очень им благодарна. Но у детей все равно своя жизнь, они смотрят вперед, в будущее, а я все чаще оглядываюсь назад, в прошлое, где осталось много всего хорошего».
Подготовила Лина Лисицына,
по материалам KM.ru, Krassever.ru, Peoples.ru