Ему было нелегко из актера превратиться в телеведущего
Огромную славу актеру Леониду Каневскому принесла роль майора Томина в знаменитом телесериале «Следствие ведут ЗнаТоКи». Но и роли галантерейщика и мужа Констанции Бонасье в фильме «Д’Артаньян и три мушкетёра» и жулика в «Пеппи Длинныйчулок» тоже не оставили зрителей равнодушными.
«Нижнюю половину Никулина играл я»
Леонид Семенович Каневский родился 2 мая 1939 года в Киеве. Его родители к искусству отношения не имели. Правда, мама поступила в Киевскую консерваторию, но в семнадцать лет вышла замуж, и о музыке забыла. Отец был технологом-фруктовщиком. Он очень любил свою профессию и хотел, чтобы Леня продолжил династию. Однако уже в 11 лет мальчик решил стать артистом.
В ГИТИСе и Щепкинском Каневский провалился, а вот в Щукинское его взяли. После окончания учебы молодой артист был приглашен на работу в «Ленком» и проработал там до 1967 года. За несколько лет до этого театр возглавил Анатолий Эфрос. «Я, к счастью, попал в его команду, — говорит Каневский.- Все спектакли Эфроса запомнились и зрителям, и артистам. На премьеры приезжали из многих городов страны. Счастливое было время». Когда Эфрос ушел в Театр на Малой Бронной, то позвал с собой нескольких артистов, среди них был и Каневский, который потом проработал в том театре 24 года.
Известность Каневскому принес знаменитый эпизод из «Бриллиантовой руки». А еще Леонид Семенович сыграл в эпизоде падения поскользнувшегося на арбузной корке Юрия Никулина. Последний никак не мог рухнуть в нужном месте, тогда Леонид, который спешил на самолет, предложил свои услуги. Никулин согласился. «Мы зашли в парадное, переоделись. Я надел его брюки, подтянул их, вышли, — вспоминает Каневский. — И то ли с испугу, то ли на нервной почве я поскользнулся как надо и точно попал в камеру ногой. То есть, нижнюю половину Никулина играл я, а верхнюю половину доигрывал сам Юра».
«Ну, какой из меня Вася?»
Ну, а слава и зрительская любовь пришла после первых серий телефильма «Следствие ведут ЗнаТоКи», где Каневскому досталась роль Томина. Кстати, имя своему герою Леонид Семенович придумал сам. По сценарию опера звали Василий. «Ну, какой из меня Вася?» — подумал артист. И тут вспомнил о своем старшем брате Александре, и имя Томину было найдено. Кстати, благодаря брату Каневский обрел и семейное счастье. Тот много лет писал миниатюры для эстрадного дуэта Тарапуньки и Штепселя – Юрия Тимошенко и Ефима Березина. Однажды Александр сказал: «Слушай, Леня, у Фимы Березина такая дочка! Я женат, а ее ни в коем случае нельзя упускать из семьи, надо знакомиться».
«Я, конечно, Ефима Иосифовича знал, но не предполагал, что он окажется моим тестем. А то бы общался с прицелом на перспективу, — рассказывает Каневский. — Я в то время жил в Москве, а они в Киеве. Так что мы с моей будущей женой Аней восемь лет встречались, либо когда я бывал в Киеве, либо когда Березин приезжал на гастроли в Москву. И как-то я Аньке сказал: «Ну что мы ездим, как чудаки, давай поженимся». У пары родилась дочка Наташа.
В конце 90-х семья перебралась в Израиль. Совместно с режиссером Евгением Арье создал в Тель-Авиве театр «Гешер» (в переводе – «мост»), где спектакли шли на русском и иврите: «Первый год, конечно, был очень тяжким. Пришлось учить иврит. Не зная ни единого слова, мы начали играть на иврите. Когда партнер забывал текст, это было просто катастрофой. Если тебе подавали не ту реплику, ты, не зная языка, мог запросто ответить невпопад! Со временем наш театр «Гешер» получил статус государственного».
Супруга Каневского раньше была менеджером одной израильской фирмы, занималась переводами. Дочь Наталья, попавшая в Израиль в четырнадцать лет, окончила там школу, а потом и театральный факультет университета. Сегодня она — художник по костюмам в театре и кино, вышла замуж за преподавателя иврита и искусствоведа, родила дочь Амалию в 2012, а в 2015 – сына Микаэля.
Сам Каневский сейчас также известен как ведущий передачи «Следствие вели». Ему было нелегко сменить профессию: «Долгое время не мог понять, как правильно вести себя перед камерой. Хотя снимаюсь уже лет сорок! Но здесь же совершенно другая история — я не актер, а ведущий. Да не просто ведущий, а еще и соавтор. Друзья, не видевшие программу «Следствие вели», спрашивали: «Так ты опять Томин, что ли?!» Но я говорил: «Нет». Я здесь Леонид Каневский, что общается с людьми от первого лица». А его фраза «но это уже совсем другая история» стала мемом.
Единственное, ему не нравится, что на современном телевидении все же слишком много криминала: «Как-то я сидел в гостях у друзей и наблюдал на протяжении нескольких часов, как в самых разных передачах по телевизору шла череда бесконечных ограблений и убийств. Но это издержки времени. Я думаю, это увлечение пройдет. А вот без настоящего театра, без ощущения своей причастности к искусству нормальный человек жить не может».
Подготовила Лина Лисицына,
по материалам «Вестник Кипра» , «Итоги» , «Звездный бульвар»