Имя телеведущего и актёра Леонида Якубовича известно каждому. Свой 75-й день рождения бессменный ведущий телешоу «Поле чудес» отметил выходом в свет новой книги — «Плюс минус 30: невероятные и правдивые истории из моей жизни».
— В книге вы начинаете вспоминать свою жизнь с самых «первых кадров»?
— Первые два класса я учился в московской 330-й школе, и с 1-го класса все учителя обращались к нам только на вы. «Леонид! — говорила мне учительница, глядя на моё заляпанное лицо. — Зачем вы дунули в чернильницу-непроливайку?»
— Как со сценой складывались отношения?
— Выход на настоящую сцену Народного театра ДК ЗИЛ, куда я поступил школьником, обернулся для меня курьёзом. На премьере «Овода» был аншлаг, вся моя семья сидела во 2-м ряду. У меня была роль Джибанса, слуги в доме Бартонов, который говорит всего одну фразу: «Господ нет дома, сэр! Барыня просила передать, что она просит вас зайти к ней, когда она вернётся!» И вот я появляюсь на сцене и, обращаясь к Оводу — Василию Лановому, произношу: «Господ нет дома, сэр! Ба…» И падаю в оркестровую яму, прижимая к себе подсвечник!
– После школы сразу запланировали поступать в театральный?
— Вообще не задумывался. За компанию протолкнулся в Школу-студию МХАТ и прошёл 1-й тур. Потом мы решили, что поступить туда нереально, и рванули в ГИТИС, потом в Щуку. Помню, как перед собеседованием стоял перед зеркалом и на всю квартиру орал: «Над седой равниной моря гордо реет буревестник». А полуоглохшие родственники говорили шёпотом. Но когда с работы вернулся отец, то авторитетно заявил: «Сначала получи специальность, а потом занимайся, чем хочешь!» В итоге я выбрал МИЭМ, но затем перевёлся в МИСИ. Перевёлся не почему-нибудь, а потому, что там был КВН!
— В то время КВН был на пике популярности.
— Сейчас в это трудно поверить, но когда шла трансляция, то всё замирало. Нас знали все! Узнавали в метро и на улице! При этом я продолжал работать по специальности, мотался по промышленным предприятиям Москвы, налаживал вентиляционное оборудование. А после писал объёмные отчёты о проделанной работе, а также сценарии и антрепризы для Винокура, Петросяна, Клявера и Казакова.
— В декабре во МХАТе имени Горького была премьера спектакля «Лавр» по роману Евгения Водолазкина, где вы играете старца Никандра. Расскажите об этой роли.
— Я был удивлён и даже изумлён тем, что меня пригласили в этот спектакль. Это уникальный материал, фактически житие святого — жанр, который широкому театральному зрителю малоизвестен. Я человек скрытный, всё ношу в себе — что там во мне угадал режиссёр Эдуард Бояков? Но не могу не признать: я чувствую этот образ. Всё, что говорит старец, — это и есть философия и смысл произведения, Никандр смотрит на происходящее со стороны. Я много общался с такими людьми, но всё равно внутри меня живёт некое противоречие. Я родился в середине прошлого века, когда учили, что бога нет и быть не может.
— А что ещё в планах?
— Конечно, третья книга. Это будет сборник стихов. Их у меня уже более пятисот. Стихи я начал писать ещё в школе: что приходило в голову, то и писал. Можно сказать, что я их не пишу, а ретранслирую.
Татьяна Белоножкина
«Звездный бульвар»