Артистка Людмила Полякова в этом году празднует 80-летие. В честь большой даты Людмила Петровна решила издать дневники, которые она вела долгие годы. Книга «Мой путь к «старухам» Малого театра: Дневники. Беседы» — авторское свидетельство эпохи от актрисы, которой повезло работать в знаменитых московских театрах с выдающимися режиссерами — от Андрея Гончарова до Адольфа Шапиро, от Бориса Львова-Анохина до Анатолия Васильева. В своих тетрадях Людмила Полякова на протяжении многих лет описывала свою жизнь — от книг и путешествий до театра и отношений с коллегами. Актриса рассказала, почему решила опубликовать свои дневники.
— Людмила Петровна, как родилась ваша книга?
— Я вела личные дневники с 1956 года — была очень одинока, и мне надо было с кем-то разговаривать. В конце концов, такой способ разговора вылился в целую большую книгу. Я человек откровенный, так что книга написана очень честно.
— Но с восьмилетним перерывом, с чем он связан?
— Это связано с тем, что в моей жизни произошли кардинальные перемены. Я разошлась с первым мужем, это был скороспелый студенческий брак, и вышла замуж второй раз. И вдруг в моей жизни произошло настоящее чудо! Во втором замужестве у меня родился сын! И поскольку замужество оказалось удачное, рождение и воспитание ребенка тоже заняло массу времени, мне было, честно говоря, не до записей.
— А поменялся ли у вас взгляд спустя многие годы на какие-то вещи?
— Нет, не поменялся. За всё, что испытала в жизни, за всё благодарна. Ничего не хотела бы изменить.
— Многие зрители очень любят вас в телевизионном фильме «Хозяйка детского дома», вы сыграли там настолько пронзительно, что вашу героиню знают буквально все. Расскажите об этой роли.
— Роль мне досталась за два дня до съемок, какая-то актриса отказалась, и мне позвонили с предложением попробоваться. Честно говоря, когда прочитала сценарий, он мне не очень понравился. Там была какая-то растрепанная алкашка с подбитым глазом, невнятная, неинтересная. Но потом я решила поработать над образом и придумала ход — посвятила этот фильм своей маме. Над ее судьбой я часто плачу, особенно когда прихожу к ней на могилу. Боже мой, мне так жалко наших женщин, которые остались после войны без мужей, с маленькими детьми. Конечно, и моя героиня хотела устроить свою жизнь, а здесь этот маленький ребенок мешается, и хочется и с возлюбленным остаться, и сына не потерять. И я придумала, что была потрясающая любовь, ради которой она пожертвовала своим дитем. Она полюбила мужчину и моталась за ним по стройкам, городам. Поэтому вынуждена была временно отдать ребенка в детский дом. Моя героиня надеялась, что вот-вот сейчас все наладится, устроится и она сможет забрать ребенка. Но, к своему сожалению, женщина не заметила, как прошла жизнь! И осталась она ни с чем, ни возлюбленного, ни ребенка, ни судьбы. Когда она нашла этот детский дом, было слишком поздно…
Прошло 30 лет с того момента, как сняли фильм, но ко мне до сих пор подходят люди и говорят добрые слова. Я так рада, что роль оказалась непроходной, и получилось сделать что-то хорошее, оставить у зрителей о себе добрую память.
— Людмила Петровна, как, на ваш взгляд, молодая актриса может сегодня получить столь же значимую роль?
— На этот вопрос сложно ответить, но могу рассказать потрясающую историю о том, как я получила роль в телевизионном фильме «Хозяйка гостиницы». Это была совместная с финнами постановка, мне дали роль служанки в доме молодой хозяйки. А в этот момент в театре Станиславского, где я служила, мы репетировали «Вассу Железнову». Главный режиссер Анатолий Васильев в сороковой раз проходил с нами сцену, и в сорок первый раз уже вымотанная актриса, моя партнерша, забыла снять крючок с двери. И я прямо на сцене со всего маху прикладываюсь лицом к этой двери. Лицо разбито вдрызг, а мне надо идти на пробы… Режиссер во время проб смотрит на меня так пронзительно и молчит. Я тоже стою, молчу. И вдруг он через переводчика говорит, чтобы мне дали прочесть сценарий полностью. Он увидел во мне главную героиню. Так что есть разные способы попасть на главную роль, один из них, например, разбить лицо… (Смеется.)
— С наступлением лета многие москвичи стремятся на свои дачи, а у вас есть куда поехать отдохнуть?
— Вы знаете, я продала дачу и навсегда закрыла для себя вопрос о трудовой терапии на природе. Объясню, почему. Вот еду на дачу и мечтаю: «Сейчас приеду, сяду в шезлонг, сделаю себе смородиновый чай, возьму любимую книгу…» Наивная. Все выходные, не разгибаясь, простите, кверху задницей. Траву покосить, сорняки прополоть, цветы полить. Смотрю на часы, время поджимает, отдохнуть так и не успела. Бегу на электричку обратно в Москву. Приезжаю через две недели, все заросло травой по пояс. Опять по новой. Я плюнула и продала дачу.
А потом мой сын женился и уехал в Испанию. Там мы купили квартиру. И так как у меня теперь в Испании недвижимость, то появилась возможность открыть шенгенскую визу и объездить весь мир. А еще у меня родилась внучка и скоро родится внук. Так что можете меня поздравить, я во второй раз стану бабушкой.
Анжела Якубовская http://gazetauzao.ru