Режиссер, президент международного кинофестиваля «Послание к человеку» Алексей Учитель рассказал о съемках новых картин и планах на будущее.
— Ваша киностудия «Рок» сейчас занимается проектом «Пальмира». На какой стадии он сейчас находится?
— «Пальмира» – один из наших проектов, которыми мы сейчас занимаемся. Сценарий, как мне кажется, очень интересный, написал Ариф Алиев. И сейчас мы готовимся к тяжелейшим съемкам и кастингу. И у нас рекорд в этом году. Мы одновременно делаем пять проектов. Один заканчиваем – крупномасштабный фильм, на который мы очень рассчитываем и в художественном смысле, и в прокате. Он называется «Стрельцов» – о великом футболисте Эдуарде Стрельцове, с уникальной судьбой, тяжелой, интересной. Этого человека по таланту сравнивали с Пеле. Вот этот фильм мы заканчиваем.
В главной роли – пожалуй, самый популярный сейчас актер Александр Петров. И так совпало, что режиссером этой картины будет Илья Учитель, мой сын. Это его второй фильм, его задумка, он фанат футбола, как и я, кстати. Только я болею за «Зенит», а он за «Спартак». Мы непримиримы в этом смысле.
У нас три дебюта – все мои ученики. Филипп Юрьев сейчас закончил съемки очень интересного проекта на Чукотке. Дима Рудаков закончил съемки и уже монтирует фильм о писателе Шаламове – история его смерти. Это авторское кино, мне кажется, очень достойное. Только что закончился прокат фильма «Битва». Это молодежная картина. Баттл, танцевальная битва, с очень интересным сюжетом. Молодой режиссер – Анар Аббасов. Планы грандиозные. И я с трудом сейчас пытаюсь совмещать фестиваль и активные съемки новой картины, которая пока называется «47». Так должен был называться последний альбом Виктора Цоя, который потом стал называться «Черный альбом».
— Насколько я знаю, идея фильма «47» у вас появилась давно. Почему только сейчас удалось приступить к его реализации?
— Я же снимал Виктора…
— «Рок», «Последний герой»…
-– Картина «Последний герой» сделана уже после трагической гибели. Очень много материала оставалось от фильма «Рок». И мы еще доснимали. Как раз в «Последнем герое» мы пытались понять, что же произошло. Потому что слухов было много. И тогда я познакомился с водителем «Икаруса», в который врезался «Москвич» Цоя. И с той поры этот человек не выходит у меня из головы. Простой человек за рулем. И с этим ударом очень многое поменялось. Кстати, недавно у нас съемки проходили в Латвии, выбор натуры (это будет совместный фильм с Латвией), и я попросил коллег найти этого водителя. Я не знал, жив он или нет.
Оказалось, что он жив. Феномен Цоя – об этом тоже картина. Это фильм, как многие думают, не реальная история, как везли гроб с телом, это кинопритча о том, почему столько лет – в следующем году будет 30 лет, как трагически погиб Виктор Цой, – его даже не популярность, а какое-то магическое действие на всех, включая даже самых маленьких, растет и растет. Это для меня самое любопытное и интересное.
— В таких биографических фильмах очень важна, наверное, реакция родственников. Мы все помним фильм «Движение вверх», после которого на съемочную группу родственники баскетболистов даже думали в суд подать. Вы общались с близкими и друзьями Виктора Цоя?
— Конечно, я общался. Знаю и отца Виктора Цоя, и сына. Общаюсь с ними. Да, безусловно, я убежден, что будут разные мнения, я и сказал сыну Цоя, что мы открыты. Пожалуйста, он в любой день может приехать на съемки, любой материал доступен ему, он может посмотреть. Я не пытаюсь что-то делать исподтишка. Поэтому посмотрим, что будет на выходе.
Анжелика Радж, «Мир 24»