Она прославилась после роли в ленте «Дело было в Пенькове»
Лишь одна роль стала по-настоящему звездной в ее биографии. Но, несмотря на это, Майя Георгиевна вошла в историю кино как выдающаяся актриса, за красоту и талант прозванная русской Софи Лорен.
«На пробах скромно сидела у стеночки»
Майя появилась на свет 8 августа 1935 года в Москве. Фамилию девочка унаследовала по отцовской линии (его предками были французы, осевшие в России во время войны 1812 года). По материнской же линии значился приближенный к царю военачальник, принимавший участие в русско-турецких сражениях.
Призванием родителей Майи, Георгия и Валентины, была актерская профессия. Пока Менглет не исполнилось десять, они работали в местном театре в Сталинабаде (ныне Душанбе). Девочка даже вышла один раз на сцену с родителями. Но тогда актерская профессия ее особенно не заинтересовала. Затем отца снова пригласили в Москву. Родители развелись, и отец женился на актрисе Театра сатиры Нине Архиповой. Как признавалась Майя Георгиевна, она долго не могла простить отца: «Я, когда папа приходил, закрывалась в ванной или в туалете и не могла — рыдала, рыдала. И когда папа уходил, я говорила маме: «Зачем ты его пускаешь, спусти его по лестнице, это же тебе больно, это невозможно пережить».
Уже в раннем детстве Майя снялась в кино — сыграла в эпизоде фильма «Лермонтов». Несколько лет занималась в театральной студии и там также снялась в небольшой роли. После школы в 1953 году вместе со своими друзьями юности Игорем Квашой и Светланой Мизери сначала подала документы в Щукинское училище, однако затем передумала и отправилась в Школу-студию МХАТ. К слову, родителям она сказала, что поступает в институт иностранных языков. О том, что их дочь решила стать актрисой, они узнали только, когда Майя была принята на курс Топоркова.
В вуз девушка поступала такой красавицей, что неожиданно для себя получила предложение работать в Доме моделей на Кузнецком мосту. Кроме того, стройную брюнетку пообещали сразу отправить в Англию на стажировку. Когда она, восторженная, сообщила об этом отцу, тот резко высказался против – предать театр для него было самым низким делом.
Именно яркая внешность Менглет, помноженная на ее природную застенчивость, стала причиной раннего триумфального дебюта в кино. Предложение пройти пробы на главную роль в фильме Станислава Ростоцкого «Дело было в Пенькове» поступило студентке на последнем курсе института.
Актриса вспоминала, как попала в картину: «Я поехала на студию Горького, и тогда знаете, модно было, чемоданчик с железными уголками, и вот шла проба, Вячеслав Васильевич Тихонов пробовался с какой-то актрисой, и я так на этом чемоданчике пристроилась где-то у стеночки, очень скромно, села на него и во все глаза, так сказать, стала пялиться и смотреть, и наблюдать, что там происходит. И вот потом режиссер Ростоцкий сказал, что я бы мог тебе уже пробу и не делать, потому что я видел, как ты реагируешь, как ты непосредственна, и как ты, так сказать, наивна в чем-то, и мне показалось, что ты именно та Тоня, которая должна быть у меня в картине».
60 лет в браке
Большая любовь рано настигла актрису. Она увидела будущего мужа Леонида Сатановского еще абитуриентом знаменитой «Щуки», когда ходила на просмотры за компанию с друзьями. Рыжеволосый парень запал ей в душу. А потом, когда они уже встречались в студенческих компаниях, стала влюбляться в его манеры, голос, движения. Девушке в избраннике нравилось абсолютно все. Но окончательно покорил Леонид Майю роскошным исполнением романсов.
В книге «Амплуа — первый любовник» ее знаменитого отца, актера Театра сатиры Георгия Менглета, Майя написала главу о себе, среди прочего: «Замуж я вышла рано — в 18. Моим мужем стал Леня Сатановский, но фамилию я решила не менять. Дедушка очень переживал, что род Менглетов заканчивается. Вот я и осталась с этой фамилией».
В браке родилось двое сыновей — Алексей и Дмитрий. В 1978 году старший сын, к тому времени оканчивавший ГИТИС и имевший неплохие перспективы работы в Театре имени Маяковского, принял решение уехать за рубеж. Причиной тому стала любовь к немке из Западной Германии, учившейся в московском университете. Два года молодые прожили в ФРГ, а затем перебрались в Австралию. Младший сын Дмитрий — химик, доктор наук, в 1990-е годы эмигрировал вслед за старшим братом в Австралию.
В конце 90-х годов Майя Георгиевна и Леонид Моисеевич покинули театр, в котором служили с молодости, из-за конфликта с новым руководством. В тот непростой период дети поддержали родителей и пригласили в Мельбурн. Муж с женой, которые никогда не думали о том, чтобы встретить старость в эмиграции, неожиданно для себя согласились.
Актерская чета стала ездить на гастроли, вновь почувствовав себя востребованными. С болезнью Леонида Моисеевича пара перестала работать. Майя Георгиевна рассказывала, что он с 1982 года страдал диабетом. Стали подводить почки, из-за этого сильно отекали ноги, а раны на них не заживали месяцами.
Ему сделали шесть операций. «Хотя в больнице прекрасно кормили, но за те 60 лет, что мы вместе, Леня настолько привык к моей заботе и любви, что без этого уже жить не мог. Мы даже в отпуск никогда по отдельности не ездили, — рассказывала Менглет. — Леонид каждый день молился. Он до последнего не хотел умирать. Просил: «Майя, зацепись хоть за волосок, только вытащи меня». Эти слова стали последними. Мой Ленечка всегда славился потрясающим слухом и голосом, этим он и добился меня. Буквально за сутки до смерти еще мог петь свой любимый романс «В пожелтевшей пачке старых писем», насвистывал «Прощание славянки», «На площадке танцевальной 41-й год». Это его очень поддерживало. Но потом впал в забытье. И 30 мая в 11.30 его не стало. Таких актерских союзов, как наш с Леней, увы, очень мало».
Подготовила Лина Лисицына,
по материалам Stuki-druki.com, 24mi.org