Знаменитой актрисе исполняется 85 лет
Она играет уже почти 70 лет, работала с Лоуренсом Оливье и Ингмаром Бергманом, для неё пишут пьесы и роли. Сама Мэгги о своём наследии и славе задумывается мало: «Если живёшь на свете достаточно долго, ты уже икона. Весьма пыльная икона. Или национальное достояние».«
Мне нравится эфемерность театра»
Мэгги так часто доводилось играть аристократок, что многие уверены – Смит и сама знатных кровей. Однако она происходит из нижнего среднего класса: ее отец был патологом, который работал в Оксфордском университете, а мать – секретаршей. Смит родилась 28 декабря 1934 года, в Оксфорд семья переехала, когда Мэгги было четыре. Здесь она ходила в среднюю школу для девочек, в которой ей совершенно не нравилось. В 16 лет по совету учителя она стала играть Оксфордском драматическом театре: «Не знаю, что он во мне увидел. Вероятно, я просто была странной».
Однако Мэгги сразу заметили критики, хотя ее мать сомневалась, что та добьётся успеха – «с таким-то лицом». Она вообще долгие годы считала, что дочери стоило стать секретаршей. Переубедить мать удалось лишь в 1969 году, когда Смит получила «Оскар» и премию BAFTA за главную роль в фильме «Расцвет мисс Джин Броди».
Много лет спустя Мэгги призналась, что, если бы она начала карьеру сейчас, то у неё бы вряд ли получилось. «Девушки теперь начинают ещё раньше, чем я. Думаю, это очень, очень, очень сложно. Современные молодые актрисы такие смелые. Они, кажется, раздеваются каждую секунду. Не представляю, как они с этим справляются».
На самом деле, Смит до сих пор предпочитает театр и находит съёмки в фильмах «весьма холодными». С самого детства, прочитав серию книг «Шелест занавеса», Мэгги мечтала именно о сцене и злилась, когда в школе ставили спектакль, а её не приглашали, потому что считали слишком простой. «Мне нравится эфемерность театра, – рассказывала она, – каждый спектакль – словно призрак: вот он есть, и вот он исчез».
В 1963 году она вошла в труппу Королевского Национального театра, который только-только основал Лоуренс Оливье. Здесь она сыграла с ним Дездемону, однако, отношения между двумя актёрами нельзя было назвать тёплыми: великого Лоуренса не устраивала игра молодой Мэгги. Однажды Оливье заявил, что Смит произносит свои реплики до невозможного медленно. Во время следующего спектакля актриса отбарабанила все фразы так быстро, как только могла. А когда в другой раз Лоуренс по-настоящему ударил Мэгги во время спектакля, она чуть не потеряла сознание. Но после спектакля язвительно заметила, что это был единственный раз, когда она увидела звёзды в Национальном театре.
«Жизнь бессмысленна, когда не с кем её разделить»
В 1967 году Мэгги вышла за актёра Роберта Стивенса. Он был харизматичен и неотразим, а Смит тогда еще не знала о его любви к алкоголю. Незадолго до свадьбы она родила первого сына, Кристофера, а в 1969 году родился Тоби. Оба пошли по стопам родителей и стали актёрами, хоть и с разными фамилиями: старший известен как Крис Ларкин, а младший – как Тоби Стивенс.
Мэгги не сразу привыкла к роли матери и поначалу считала, что это не для неё, но дети её всегда очаровывали – когда они перестают быть «плачущими репами». Однако долго сидеть дома она не могла и вскоре вернулась к работе – через пять недель после рождения Тоби. «Думаю, дети сильнее меня полюбили, потому что я работаю, – призналась Смит. – Иначе я была бы невыносима». Она не сомневается, что действовала на нервы всей семье, пока сидела дома и могла беспокоиться разве что о ценах на сыр.
В апреле 1975 года Мэгги развелась с мужем, устав от его пьянства и измен. Вскоре она вышла за «чудесного человека» – драматурга Беверли Кросса. Вместе с ним Смит, покинув Национальный театр, уехала в Канаду и отыграла несколько сезонов в Шекспировском фестивале в Стратфорде.
1990 год ознаменовался новым званием – Мэгги стала дамой-командором ордена Британской империи. Примерно в это же время, считает она, за ней закрепилось амплуа старушки – в 1991 году вышел фильм «Капитан Крюк» Спилберга, где Смит сыграла состарившуюся Венди. «Стивен Спилберг спросил моего друга-костюмера: «Сколько Мэгги Смит лет?» Мой друг тут же ответил: «92». С тех пор мне всегда 92 года», – пошутила она.
Череду новых ролей, наград и званий за вклад в культуру омрачила трагедия – 20 марта 1998 года умер Беверли Кросс. Мэгги так и не смогла полностью оправиться. «Жизнь кажется слегка бессмысленной, когда не с кем её разделить, – призналась она. – Говорят, горе проходит, но это не так». Возможно, в этом кроется её секрет неутомимой работы – Смит рассказывала, что особенно одинокой она чувствует себя, когда не на что отвлечься.
В новом тысячелетии Смит не потеряла популярность – наоборот, сначала её ждала одна из самых известных ролей: профессор МакГонагалл в фильмах о Гарри Поттере. А потом была графиня Грэнтэм в «Аббатстве Даунтон». Сценарий к этому фильму написал Джулиан Феллоуз, ещё подростком он увидел Мэгги в «Отелло», и её Дездемона покорила его и буквально заставила прослезиться. Став сценаристом, он мечтал, чтобы хотя бы одну его героиню сыграла Смит. Вайолет Кроули он написал специально для неё.
Недавно партнеры актрисы рассказали, что Мэгги Смит не такая уж милая старушка, как может показаться на первый взгляд. Как истинная британская леди актриса знает себе цену и не допускает фамильярности в общении. Как вспоминают Аллен Линч и Элизабет Макговерн, Мэгги Смит пришлось воспользоваться тростью, чтобы отгонять от себя чрезмерно дружелюбного и приставучего помощника режиссера. Как только Мэгги видела, что он приближается, она выставляла вперед трость и говорила, чтоб он держался от нее на этом расстоянии. Сама Смит признает, что порой с ней сложно работать. Но объясняет это неожиданно – она до сих пор боится сцены и камеры: «С возрастом понимаешь, как трудно играть. В молодости испытываешь восторг и ужас. Сейчас – только ужас».
Подготовила Лина Лисицына,
по материалам Dailyculture.ru, Popcornnews.ru