Со дня рождения композитора исполняется 90 лет
Песни и музыкальные темы Микаэла Таривердиева звучат в «Семнадцати мгновениях весны», «Иронии судьбы, или С легким паром!» и еще 130 фильмах.
Сюжет для фильма «Вокзал для двоих»
Микаэл Леонович Таривердиев появился на свет 15 августа 1931 года в Тбилиси. Уже в дошкольном возрасте мальчик был принят сразу в несколько спортивных кружков, в том числе — в группу конного спорта, бокса, был членом сборной республики по плаванию на дальние дистанции. Параллельно со спортивным развитием Микаэл по настоянию родителей занялся музыкой — поступил на учебу в школу при Тбилисской консерватории по классу фортепиано, а затем в музыкальное училище Тбилиси к известному в Грузии педагогу Шалве Мшвелидзе.
Спустя два года после окончания школы, уже после переезда в Москву, юный Таривердиев попал в класс другого заслуженного композитора — Арама Ильича Хачатуряна. Под его руководством он учился в Государственном музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных. К этому раннему периоду творчества относятся первые вокальные циклы Микаэля Таривердиева, а на выпускном концерте в Большом зале Московской консерватории в июне 1957 года состоялся его большой дебют в качестве композитора.
Также во время учебы юноша успел сняться в кино (ему досталась эпизодическая роль в киноповести Михаила Калика и Бориса Рыцарева «Юность наших отцов») и написать мелодии для нескольких фильмов. А в 60-х годах у Микаэла Таривердиева начался страстный роман с актрисой Людмилой Максаковой, будущей звездой ленты «Татьянин день» режиссера Исидора Анненского. Их отношениям приписывают историю, которую позже использовал Эльдар Рязанов в сценарии картины «Вокзал для двоих».
По одной из версий, летом 1965 года Таривердиев и Максакова ехали по Ленинградскому проспекту, и Максакова, находившаяся за рулем, в темноте не заметила пешехода. По неосторожности актриса сбила мужчину насмерть. Когда на место прибыли сотрудники ГАИ, Микаэл Таривердиев изменил показания и сообщил, что за рулем в момент аварии был он. Композитора осудили на два года, но затем освободили по амнистии. Максакова же рассказала другую историю: за рулем был Таривердиев, «Волга» неслась по Горького, на «зебру» выскочил парень, спешивший на свидание. Стороны сходятся лишь в том, что случившееся разом покончило с отношениями Людмилы и Микаэла и, уверена Максакова, ускорило его уход.
Три брака
К предложению режиссера Татьяны Лиозновой написать музыку для фильма о знаменитом Штирлице Микаэл Таривердиев сначала отнесся прохладно, ведь до этого он уже писал музыкальные темы для цикла картин «Ошибка резидента», «Судьба резидента», «Земля, до востребования» режиссера Вениамина Дормана. Но, ознакомившись со сценарием, композитор все-таки согласился.
Вместе с Эльдаром Рязановым он создал комедийный фильм «Ирония судьбы, или С лёгким паром!». Они познакомились в Пицунде, в киношном доме творчества. Микаэл Леонович, большой любитель водных лыж, пытался научить Эльдара кататься на лыжах. Ничего не получилось, зато они подружились. Однажды режиссер напевал песенку «На Тихорецкую состав отправится», сказав композитору, что песенка эта народная и войдет в его новый фильм. Таривердиев возмутился: «Это песня не народная, и у нее есть автор. Эта песня моя». Дело в том, что Микаэл Леонович написал ее задолго до того — когда Ролан Быков ставил свой первый спектакль в театре МГУ, и ему нужна была песня. Эльдар Рязанов поразился, что у этой песни есть автор, и предложил Таривердиеву прочитать сценарий «Иронии судьбы…», по которому собирался ставить картину. Микаэл Леонович вспоминал: «Когда я прочел, очень удивился. Жанр ни под какое определение не подходил. Для меня этот фильм — рождественская сказка. Сказка о том, что все мы — независимо от возраста — ждем, когда с неба (без всяких наших на то усилий) свалится на голову принц или принцесса. Прекрасные, очаровательные, любящие, которые нас поймут, как никто до этого не понимал». В фильме звучат его песни «Мне нравится», «Никого не будет в доме», «Со мною вот что происходит», «Я спросил у ясеня», «По улице моей».
В зрелом возрасте Таривердиев нередко возвращался к жанру вокальных циклов, выбирая для своих мелодий не только поэтические, но и прозаические произведения. Главный критерий для отбора текстов композитор формулировал так: «Мне нужны лучшие стихи, и неважно, на каком языке и в какую эпоху они были написаны».
Не только творческая, но и личная жизнь Микаэла Таривердиева оказалась бурной и богатой событиями и пережитыми страстями. Композитор был необычайно красив и импозантен. Высокий, стройный, худощавый, он прекрасно одевался и следил за модой. Женщины его обожали, он им платил той же монетой. С первыми двумя женами, Еленой Андреевой и Элеонорой Маклаковой, Микаэл прожил недолго и развёлся. В первом браке у него появился единственный сын Карен. Впоследствии он окончил Рязанское высшее воздушно-десантное училище, принял участие в войне в Афганистане.
С третьей женой Верой Микаэл познакомился в 1983 году, Таривердиеву было 52 года, ей — 26 лет. Вера тогда работала в газете музыкальным обозревателем. Она была замужем, имела ребенка. Узнав, что композитор хочет написать статью о Родионе Щедрине, она ему позвонила, Микаэл Леонович пригласил Веру на репетицию. Затем позвал на свой концерт. Между ними начались отношения, вылившиеся в брак, который длился 13 лет. «Мне очень нравилось быть его женщиной. Мне чрезвычайно нравился наш быт. Мне нравилось готовить, ухаживать за ним. Женщина, если она любит, получает от этого удовольствие. Если не любит, ее быт раздражает. Это закон. В каком-то смысле он был моим подопечным, как и я его», — говорила Вера Гориславовна.
Микаэла Таривердиева не стало утром 25 июля 1996 года, он умер от острого сердечного приступа в последний день отдыха в сочинском санатории «Актёр», накануне обратного вылета в Москву. Через год после смерти маэстро его супруга издала автобиографическую книгу «Я просто живу», начатую Таривердиевым в 1994 году. Еще через год она выпустила роман «Биография музыки», где рассказала о жизни и творчестве композитора.
Подготовила Лина Лисицына,
по материалам «Мир» , 24smi.org, Stuki-druki.com