Мишель Морган, потрясающую красавицу и прекрасную французскую актрису, зрители полюбили ещё в 1960-х, после фильма «Набережная туманов».
Симона Рене, таково настоящее имя одной из величайших актрис французского кинематографа, родилась 29 февраля 1920 года. Она была старшей из четверых детей коммерсанта, занимавшегося экспортом духов, Луи Русселя и его жены Жоржетты, проживавших в парижском пригороде Нёйи-Сюр-Сен. В 15 лет Симона решила поступать в парижскую Консерваторию драматического искусства, а для оплаты обучения стала искать работу в кастинговых агентствах. Девушке почти сразу же повезло – она сыграла дрессировщицу слона в фильме «Мадемуазель Моцарт» (1935). Главную роль там исполняла Даниэль Дарьё, но Руссель удалось не затеряться в тени одной из самых популярных актрис Франции: режиссёр картины Иван Ной отметил талант будущей актрисы и посоветовал ей заняться актёрским мастерством. Что она и сделала, записавшись на драматические курсы Рене Симона в консерватории, а уже через год под именем Мишель Морган заключила первый контракт на 12,5 тыс. франков за главную роль в фильме «Простофиля».
Ну, а ещё через год, в 1938, «юная Грета Гарбо», как её окрестили критики, сыграла судьбоносную роль Нелли в картине Марселя Карне «Набережная туманов», которая вошла в золотой фонд мирового кинематографа. Её напарник Жан Габен, с которым Мишель сыграла потом ещё в нескольких фильмах, произнёс там фразу, ставшую визитной карточкой Морган: «Знаешь, у тебя красивые глаза». Впрочем, помимо красивых глаз, изысканности и утончённости, у актрисы было кое-что поважнее – талант.
Талант, который не оценили в Голливуде. Когда в июне 1940 Германия оккупировала Францию, актриса уехала в США, получила контракты с РКО и Universal и даже приняла американское гражданство. Однако особого успеха в Голливуде Морган не удалось добиться. Возможно, голливудская карьера сложилась бы иначе, если бы Мишель взяли на главную роль в «Касабланке», куда пробовалась Морган, но режиссёр Майкл Кёртис предпочёл «зажечь» другую звезду – начинающую Ингрид Бергман. Хотя свою именную, на Аллее славы в Голливуде, Мишель всё же получила – уже в 1960.
Ну, а после освобождения Парижа актриса – к счастью! – вернулась во Францию. К счастью для европейского кинематографа, где Морган сыграла в ряде прекрасных фильмов и снискала оглушительный успех. В 1946 году она стала первой актрисой, получившей на Каннском кинофестивале приз за лучшую женскую роль – в ленте «Пасторальная симфония».
Потом были «Падший ангел» и «Минута истины», где она снова сыграла с Габеном, «Стеклянный замок» с Жаном Маре, утверждавшим, что Мишель – единственная женщина, которую он бы мог полюбить, «Большие манёвры», где её партнёром был легендарный Жерар Филип.
За 63 года своей профессиональной деятельности Мишель Морган сыграла более чем в 60 фильмах, часто в ролях исторических героинь – Жанны д’Арк, Жозефины Богарне, Марии Антуанетты. Великая актриса была удостоена высших наград Франции – Ордена Почётного легиона и ордена «За заслуги», кинематографических премий «Сезар» и «Золотой лев», в 52 года стала прототипом французской Марианны. Её, признанную икону французского кинематографа, и в зрелом возрасте охотно снимали лучшие режиссёры Европы «новой волны» – Шаброль, Лелуш, называвший Мишель «главной актрисой французского кино на протяжении полувека», Торнаторе. Блистала она и в постановках театров «Пале-Рояль», «Селестин», «На Елисейских Полях». В 1999 году актриса в последний раз появилась на экране – в телефильме «Соперница», а в 2001 заявила о прекращении актёрской карьеры и занялась живописью, которой увлеклась ещё в 60-е.
Последние годы жизни Мишель провела в затворничестве. Этому способствовали и печальные события личной жизни: в 2005 году умер Майк, единственный сын Морган от брака с американским певцом Уильямом Маршаллом. В следующем году ушёл из жизни её верный спутник на протяжении 48 лет – третий муж, режиссёр Жерар Ури, снявший такие известные комедии, как «Разиня», «Большая прогулка», «Укол зонтиком». Через 10 лет, 20 декабря 2016 года, ушла из жизни и сама легенда французского кино, унеся с собой, по словам другой знаменитой француженки Брижит Бардо, «великолепие эпохи, королевой которой она была».
Маргарита Дорштейн,
rg-rb.de