Немногим известно, что Николо Паганини владел гитарой так же виртуозно, как и скрипкой, и был крупнейшим гитаристом своего времени. Он говорил: «Я король скрипки, а гитара — моя королева». Увлечение гитарой, как и многое в жизни Паганини, связано с одной таинственной романтической историей.
В 19 лет к юному скрипачу-виртуозу впервые пришла слава: публика, перед которой он выступал с концертами, принимала его с небывалым восторгом. Но колоссальный труд отнимал у него все силы. Паганини был на грани физического и духовного истощения. И тогда некая молодая, знатная дама из Тосканы оказала гениальному юноше милосердное покровительство и спрятала ото всех в своем имении в Лукке. Гениальный скрипач стал садовником — он ухаживал за тюльпанами, выращивал фрукты, штудировал книги из богатейшей библиотеки своей подруги (потом он поражал всех своей образованностью) и по ночам засыпал в ее объятиях. Он забыл обо всем, даже о скрипке. Страстное увлечение прекрасной покровительницей перешло и на ее любимый инструмент — гитару. По вечерам влюбленные частенько щипали ее томные струны, и Николо освоил инструмент в совершенстве…
Три года длилась идиллия, но молодой человек всё же прервал прекрасный сон души и вновь вернулся к скрипке и концертам, хотя молва уже успела засадить его в тюрьму и даже похоронить. С гитарой он с тех пор не расставался, но играл на ней только в избранном кругу друзей. Имя же свой возлюбленной он сохранил в тайне до конца своих дней. В ее честь Паганини создал множество гитарных сочинений, в том числе знаменитые 12 сонат для скрипки и гитары, двух таких непохожих и, наверное, самых романтичных инструментов.
Вскоре Паганини стал дирижером оркестра у княгини Элизы, сестры Наполеона, тоже жившей тогда в Лукке. Паганини посвятил ей «Любовную сцену», специально написанную для двух струн («ми» и «ля») (другие струны во время игры со скрипки снимались), и она произвела фурор. Княгиня потребовала сочинить произведение только для одной струны. «Я принял вызов, — рассказывал Паганини, — и спустя несколько недель написал военную сонату «Наполеон» для струны «соль», которую исполнил на придворном концерте». Успех превзошел самые смелые ожидания. Между прочим, говорят, что Элиза и тайная возлюбленная Паганини были подругами. На этот раз вырваться из романтического плена на свободу было гораздо труднее, и если бы русские войска не разгромили Наполеона, — кто знает, что было бы тогда… А как свидетельство этой любви остался «Большой скрипичный концерт» ми-минор, наполненный мощным зарядом новой романтики.
Интересно, что когда Паганини участвовал в исполнении своих квартетов, он сам попеременно исполнял партии скрипки и гитары. Последняя висела у него на ленте на плече, а когда он играл на гитаре, то держал скрипку между коленями, при этом он менял инструменты с такой ловкостью, что для уха слушателя это было незаметным!
Борис Хомичев, «Человек без границ» (manwb.ru)