В Тбилиси в возрасте 84 лет умер грузинский композитор, автор музыки к лучшим фильмам Георгия Данелии, Гия Канчели. Вот самые ярке работы мастера.
«Мимино»
Гия Канчели был серьезным композитором – окончил Тбилисскую консерваторию и там же преподавал, он автор семи симфоний, оперы, камерных произведений, но известность и всеобщую любовь ему принесла музыка к фильмам Георгия Данелии. Их полувековой тандем начался с фильма «Не горюй!» (1968). А в 1977 на экраны вышел «Мимино» с Вахтангом Кикабидзе в главной роли и стал хитом. Творческий союз композитора и режиссера был непростым – в своих воспоминаниях Данелия рассказывает, как множество раз просил Канчели переписать и «упростить» мелодию, тот злился, уходил, но без его музыки невозможно представить любимые фильмы.
«Это не музыка, это триппер» – «Почему триппер?» – «Потому, что быстро цепляется и трудно отделаться». Гия Канчели о «Чито-гврито» из воспоминаний Георгия Данелии.
Вот что писал Данелия в своей книге «Безбилетный пассажир»:
«Канчели, как и Петров, не только симфонист, но и хороший мелодист. Когда на экраны вышел фильм «Мимино», песня из фильма моментально стала шлягером, а Гия Канчели сразу стал знаменит как автор «Читы гриты» (правильно чито-гврито). Канчели это раздражало, он этой песней не гордился. И когда его представляют: «Это тот композитор, который написал «Чита грита», – он очень недоволен.
Но самый большой удар он получил на вручении премии «Триумф» в Малом театре. Представлял его Юрий Башмет. Гия вышел на сцену, и Башмет сказал, что имеет честь вручить премию «Триумф» гениальному композитору, чья классическая музыка звучит во всем мире, а исполняют ее лучшие оркестры и музыканты… Дирижер взмахнул палочкой – и оркестр Малого театра заиграл «Чита грита». Я думал, Гию прямо там, на сцене, кондрашка хватит, но он выдержал, только сильно побледнел. И лишь потом, после церемонии и после банкета, у себя в номере, всегда выдержанный и вежливый Канчели долго и громко матерился».
«Кин-дза-дза»
Фильм разошелся на цитаты, в том числе и музыкальные. В книге «Безбилетный пассажир» Данелия рассказывает, как писалась «музыка инопланетян» – режиссер хотел, чтобы она была максимально примитивной и противной – «примерно как бритвой по стеклу скребут». Но написать «плохую» музыку у Канчели не получалось, он раздражался, а приглашенные музыканты безуспешно пытались фальшивить, как требовал Данелия. В итоге во время записи номера талантливый пианист Игорь Назурук скрипел ржавым замком, а Гия Канчели водил бритвой по стеклу для нужного эффекта.
«Вечером в консерватории исполнялась Четвертая симфония Канчели. И на концерте, впервые слушая симфоническую музыку Канчели, я понял, что имею дело с Большим композитором. И мне стало стыдно. Чем я заставляю его заниматься!» — вспоминал Георгий Данелия в книге «Безбилетный пассажир».
«Ханума»
Канчели – композитор не только киношный, но и театральный. Он писал музыку практически для всех постановок Роберта Стуруа, с какими бы театрами тот ни работал, в том числе для «Гамлета», поставленного в конце 90-х в «Сатириконе», и для «Бури» и «Комедии ошибок» на сцене Et Cetera. Один из первых и хрестоматийных – музыкальный спектакль «Ханума», веселый водевиль про сваху из Тифлиса. Музыка Канчели создает там необходимый грузинский колорит. В 1972 году спектакль поставил в БДТ Георгий Товстоногов, через несколько лет была записана телеверсия. Его сыграли больше 300 раз и сняли из репертуара только потому, что сложно было заменить первый (и легендарный) актерский состав. Но разные постановки этой истории появились во многих других театрах по всей стране.
«Маленькая Данелиада»
Произведения Канчели давно прижились на классической сцене. Он писал для Башмета, Ростроповича и других великих музыкантов, его музыку любит исполнять Теодор Курентзис. По просьбе знаменитого скрипача Гидона Кремера в 2000 году Канчели написал пьесу для симфонического оркестра по мотивам мелодий из фильмов «Кин-дза-дза» и «Слезы капали» – «Маленькая Данелиада» (или «Айне кляйне Данелиада», поскольку первое исполнение было в Германии). По ходу пьесы оркестранты несколько раз поют знаменитое «Ку». Позже на эту музыку в Вене поставили балет, где «Ку» уже исполняет женский хор.
Георгий Данелия вспоминал в книге «Тостуемый пьет до дна»:
«Гия сейчас живет в Бельгии. Время от времени он звонит из Антверпена, говорит: «Послушай». И играет на рояле.
Я делаю замечания. Объясняю, что кусочек, который идет после «та-та-та-та» (пытаюсь спеть это «та-та-та»), надо убрать. И прямо перейти на «ти-ти-ти». (Опять пытаюсь спеть.)
– В каком такте? – спрашивает Канчели.
– Не помню. Но сразу, как «та-та-та» кончается, надо перейти на «ти-ти-ти».
Он играет.
– Так?
– Да нет! Я же говорю: после «та-та-та»!
Пою.
– Хорошо. Кажется, понял, что ты хочешь. Я перезвоню.
Через полчаса звонит. Играет.
– Так?
– Да нет! Ты не то выкинул. После «та-та-та» надо выкинуть «ля-ля-ля», а не после «ти-ти-ти»!
– Что значит «ля-ля-ля» и «ти-ти-ти»?! – орет Гия. – Тебе сто лет! Выучи ноты наконец! Их всего семь!»
«Другой Канчели»
Три года назад компания Warner Music занялась изданием полного каталога Канчели, включающего и музыку для кино и театра, и симфонические произведения. Первый диск антологии самый необычный: джазовые вариации на знаменитые мелодии композитора, записанные грузинскими и латышскими музыкантами во время концерта в Тбилиси в 2014 году.
«А потом в фойе меня окружили восторженные любители музыки, и я раздавал автографы, — писал Данелия в книге «Тостуемый пьет до дна». — Много! Писал: «Желаю счастья! Ку!», «Желаю счастья! Ку!»
А какой-то юноша крикнул:
– Величайшему композитору двадцатого века Канчели: «Ура!»
И все его поддержали.
Я понял, что меня чествуют, потому что думают, что я Канчели, и ушел домой в плохом настроении».
Источник: http://thecity.m24.ru