Израильский режиссер, обладатель «Золотого медведя» 69-го Берлинского международного кинофестиваля Надав Лапид рассказал о фильме «Синонимы» (2019), эмиграции, желании стать французом и обнаженных кадрах в кино.
– Как отреагировала на этот фильм Жюльет Бинош (председатель жюри 69-го Берлинского кинофестиваля). Что она сказала вам?
– Жюльет сказала, что мой фильм отличался от всех остальных. Но я бы не хотел раскрывать подробности нашего личного разговора. Важно то, что ее реакция была мне понятна. С другой стороны, люди могут говорить много разных вещей, но когда они к этому добавляют «Золотого медведя» – это всегда приятно.
– Вы задумывались над тем, что если бы вы родились во Франции, а не в Израиле, вы не смогли бы снять фильм «Синонимы», который, собственно, о том, как молодой человек (Лапид в молодости) пытается стать французом, забыв о своей родине? Ведь именно Израиль дал вам путевку в жизнь.
– Да, согласен. Например, один из главных героев моего фильма, начинающий французский писатель по имени Эмиль, имеет культуру, которая его воспитала, красивую одежду, девушку, однако ему не хватает историй, которые он мог бы рассказать своим читателям. А вот у главного героя, Йоава, нет ничего, кроме историй. Возможно, в этом весь секрет – Израиль дал мне посыл. Но дело в том, что режиссеры во Франции равняются на свою богатую культуру, поэтому они уже совсем по-другому снимают кино. А в Израиле каждый фильм, как первый. В этом есть плюсы и минусы – быть рожденным в пещере, а не в замке.
– Как вы нашли главного героя и как он согласился сниматься в настолько откровенных обнаженных сценах?
– Нашел его на обыкновенном кастинге. Начну с того, что «Синонимы» – это автобиографический фильм. Когда я писал сценарий, то представлял себя на месте главного героя, Йоава. Том Мерсье (Йоав) – талантливый актер, он странный, уникален и полностью свободен. Думаю, если бы вы поставили этот вопрос Тому, он бы не понял, о чем речь. Это часть человеческой природы, и быть голым – вполне нормально.
– Зрителей, наверное, больше всего смутили кадры, когда извращенец фотографирует Йоава в неприличных позах. С вами тоже такое было в Париже?
– А вы как думаете?
– Вполне вероятно.
– Я тоже так думаю.
– Понятно. Давайте перейдем к другой теме. Ваш фильм об эмигрантах и проблеме эмиграции. Но я тоже был в Париже и видел, сколько там приезжих. Иногда кажется, что во Франции не осталось места для французов. Не считаете это проблемой?
– Не могу говорить о всех проблемах. Я не знаю, как их решить. Как режиссер я просто впечатлен реальностью. Жить неинтересно, если все устроено просто.
Владимир Грисюк http://segodnya.ua