Музыкант утверждает, что это вовсе не псевдоним
Найк Борзов – вокалист, композитор и популярный рок-музыкант, известный хитами «Лошадка», «Верхом на звезде», «Про дурачка».
«До трёх лет меня звали просто «малыш»
Он родился 23 мая 1972 года в городе Видное Московской области. Порой можно прочитать, что настоящие имя и фамилия музыканта, полученные при рождении, — Николай Барашко. А свой творческий псевдоним Найк он взял, скрестив имена рок-музыкантов Ника Рок-н-ролла и Майка Науменко. А затем взял и фамилию Борзов, поменяв данные в паспорте.
Сам музыкант утверждает, что он Найк от рождения: «До трёх лет меня звали просто «малыш». И в какой-то момент отец придумал: Найк. Индусы говорили, что оно переводится как звезда. Кстати, в Индии меня очень любят – не только за имя, но ещё и за голос. У них таких низких голосов нет, поэтому они всё время смотрят на меня с восхищением. У арабов оно переводится иначе, но тоже подходит мне. Что-то вроде «человек, любящий секс». Поэтому когда я называл своё имя, они очень громко смеялись и краснели».
В детстве мальчик часто вступал в конфронтации с родителями, потому что не хотел делать то, что не нравилось или казалось скучным. Так, учеба относилась к занятиям, которые не считались привлекательными. Зато творчество наполняло жизнь Борзова. Главным стимулом, чтобы взять в руки гитару, было присутствие дома самой гитары. «Ходить я еще не мог, мама клала гитару на пол, и вот я к ней подползал, ложился ухом на деку и, перебирая струны, наслаждался их вибрацией. До сих пор, когда я дома сижу и играю на гитаре, сочиняя песни, я ложусь ухом на деку. Когда родители гуляли со мной, лежащим в коляске, в ней же лежал магнитофончик, и я под него очень круто спал. В доме всегда звучала классическая музыка, а также The Beatles. И еще я мог часами стоять у нашей радиолы и крутить настройки, выискивая волну. Не помню, сколько мне было лет, но первые стихи я написал, наверное, лет в 5–6, и вот тогда началось рифмоплетство. Но на самом деле я мечтал освоить массу профессий. Например, хотел стать дальнобойщиком. Представлял, как еду по какой-то пустынной дороге, разрезая ночь фарами, слушая музыку, а в кабине куча разных висюлек – вымпелочки-наклеечки повсюду. Когда захотел – остановился, поспал сзади. Вообще класс! Но, в принципе, творчество и занятие музыкой мне все это дали: сплошные путешествия!»
Все свободное время юный Найк проводил с друзьями, слушая или играя музыку: «Некоторые считают, что я начинал с панка, так это большое заблуждение. Я очень рано начал писать песни сюрреалистическо-психоделического направления. У меня в архиве есть альбом, который мы записали с другом под гитару, когда мне было лет 12. Этот альбом называется «Диалог со стеной». Там даже есть песня, посвященная девочке, которая мне тогда нравилась».
В 14 лет он создал первую рок-группу: «Лет в 12-13, может быть, я услышал альбом группы Joy Division и подумал: блин, эти ребята так плохо играют! Почему у меня до сих пор нет своей группы?» Созданная Борзовым «Инфекция» была провокацией и эпатажем, музыканты группы выпустили два альбома, которые подарили им первый успех. Борзов также успел отслужить в армии. А в 1992 году начинается сольная карьера Найка Борзова и выходит в свет его первый альбом «Погружение», в 1994 году — второй альбом под названием «Закрыто».
«Человек — это рабочая лошадь»
Спустя два года, когда группе «Инфекция» исполнилось десять лет, уже без музыкантов Найк за два дня записал альбом «Инфекции» «Возьми свою с…ку на руки», в котором сам играет на всех инструментах. В состав треков этого альбома впервые вошла песня «Лошадка». В собственных комментариях музыкант объясняет смысл песни: «Человек сам себя загоняет в определённые рамки, придумывает себе определённый порядок вещей, который впоследствии не в силах изменить. У него есть обязанности: семья, которую нужно содержать, работа, на которую нужно ходить, чтобы содержать семью, дача, на которой нужно еженедельно что-то окучивать, машина, в которой нужно ковыряться, чтобы ездить на эту самую дачу. Получается человек — рабочая лошадь, человек-лошадка, везущая тележку со своим счастьем, лошадка, везущая кокаин».
После нескольких запретов к эфиру слово «кокаин» заменялось на различные звуки и другие слова, например «пластилин», «ниакок» («кокаин» наоборот), что было опять-таки беспроигрышным продюсерским ходом. Кстати, по словам Найка, песня написана во время службы в армии и «была продиктована обстоятельствами, в которых я там существовал». Найк утверждает, что кокаин не пробовал, а вместо этого предпочитает спорт и рыбалку. «Я просто использовал слово, которое мне понравилось. Можно было задействовать в песне любые другие «ины», но, на мой взгляд, кокаин подходит лучше».
Помимо работы над альбомами и концертами, Борзов недавно снялся в фильме Романа Качанова «Марш утренней зари», сравнив своего персонажа с героем Георгия Вицина в «Кавказской пленнице», а несколько лет назад озвучил аудиокнигу «Страх и отвращение в Лас-Вегасе» Хантера Томпсона. «Издательство, занимающееся аудиокнигами, предложило прочитать эту книгу почему-то именно мне. Даже не понимаю, почему они выбрали на эту роль меня (смеется). На самом деле, мне всегда было это интересно — в детстве мне нравился радиотеатр, то, что я не видел актеров и мог представлять все, что захочу, любых людей. Помню, как Ануфриев за все роли читал сказки, и мне это дико выносило мозг. Еще до того, когда появилась группа «Инфекция», мы собирались большой толпой, брали книгу и читали по ролям безумные произведения сюрреалистов, каких-нибудь югославских. Было такое западноевропейское направление «театр абсурда». Мы озвучивали все какими-то гантелями, инструментами, по роялю ходили котами. И все это мы записывали на катушечный магнитофон с парой микрофонов… В 1990-х радиотеатр канул в лету, и мне очень его не хватало. Когда появилась аудиокнига, я подумал, что это отличное продолжение радиотеатра, и захотел сам в этом поучаствовать».
По словам певца, он обладает уникальным голосом: «У меня и дуэтов-то нет практически. Такой тембр и голос, что не все вписываются со мной дуэтом. То слабый голос, то менее динамичный — они будут проигрывать по сравнению с моим. Что и происходит, когда я все же пытаюсь сделать дуэт с какой-нибудь тихо поющей исполнительницей. Сразу возникает когнитивный диссонанс. Зачем нужна тогда исполнительница, когда я сам могу и женскими голосами петь, и басами. У меня широкий диапазон. Я сам себе пою все бэк-вокалы — и за женщин, и за мужчин».
Борзов был женат на певице Руслане Еремеевой, она руководит своей школой вокала и занимается психологией. Какое-то время Руслана работала бэк-вокалисткой у Валерия Меладзе. Еремеева не только поет песни, но и сочиняет их. «В Руслану я влюбился в 1995 году, после того, как услышал ее музыку. То есть, сначала влюбился в песни, а потом уже в нее», — говорил Борзов. У пары родилась дочь Виктория. Говоря о ней, музыкант отмечает, что ей нравится необычное отчество – Найковна, чего нельзя сказать об имени, которым хотел её наградить отец: «У меня был вариант – Эмбиенция. Я тогда увлекался музыкой в стиле эмбиент. Но, слава богу, родственники отговорили».
Кстати, именно дочка – главный критик Борзова. Когда к нему приходит вдохновение, он звонит ей и напевает сочинённую мелодию. Она же одёргивает его, когда Найк переходит на мат. Виктория пошла по стопам отца и теперь уже сама выступает на сцене.
Подготовила Лина Лисицына,
по материалам Metro , Stuki-druki.com, 24smi.org, m24.ru