Даже без одной ноги, муж носил её, парализованную, на руках
Однажды Владимир Мотыль и Булат Окуджава задумали снять картину «Женя, Женечка и «катюша». Обсуждая сценарий, советовались, какой должна быть главная героиня. Как оказалось, вкусы у них совпадали, оба представили властную, крепкую, немного грубоватую девушку. Именно такой и была актриса Галина Фигловская.
«Вместо Кустинской ищу новую актрису!»
Она родилась 19 мая 1938 года в посёлке Калининский Московской области (ныне город Королев). В школе участвовала в самодеятельности, но связывать жизнь с театром не собиралась и после десятого класса поступила в МХТИ им. Менделеева на химико-технологический факультет. В свободное время играла на сцене народного театра при болшевском Доме офицеров. Тогда же решила попробовать поступить на вечернее актёрское отделение в Щукинское училище. Фигловская училась у Цецилии Мансуровой и получила диплом в 1965 году.
Еще студенткой Галину пригласили на главную роль в спектакле по пьесе Артура Миллера «После грехопадения» в Театре на Малой Бронной. Она была написана через три года после смерти Мэрилин Монро и посвящена неудачному браку автора с актрисой. По воспоминаниям Ирины Фигловской, сестры Галины, это была самая любимая роль актрисы в театре. Девушка играла с упоением и могла часами читать монологи из пьесы.
Позже Фигловской предложили играть в пьесе Анатолия Сафронова «Судьба — индейка», но по личным причинам актриса решила оставить сцену и вообще поменять род деятельности. Девушка встречалась с парнем, но он ей изменил. Из-за стресса и переживаний Галина попала в больницу. Очень долго никому не верила и избегала серьезных отношений. Возвращаться на сцену желания не было, актриса потеряла уверенность в себе.
Тогда же начались съемки ленты «Женя, Женечка и «катюша», где изначально худсовет «Ленфильма» утвердил на главную роль Наталью Кустинскую. Владимир Мотыль ничего не имел против актрисы, она прекрасно сыграла в картине «Три плюс два» вместе с Натальей Фатеевой. Но, от задуманного образа, который создал режиссер, она была очень далека. Обаянием и грубостью одновременно Наталья не обладала. Быстро отшить навязчивого кавалера и смазать ему по физиономии не могла.
Мотыль отснял практически все летние сцены и понял, это не связистка Земляникина. Отправился к чиновникам и заявил: «Или я вместо Кустинской ищу новую актрису, или – снимать больше не буду!» Руководство пошло навстречу, съёмки остановили и начались поиски новой актрисы.
Даль называл Фигой
Галина Фигловская тогда работала инженером на предприятии конструкторского бюро «ХимМаш» в родном городе. Мотыль нашел ее через руководителей Щукинского училища, у которых спросил о талантливых, но малоизвестных, недавних выпускницах. Позже режиссер вспоминал: «Первое, на что я обратил внимание, когда Галина предстала передо мной — на её чувственную нижнюю губу. Я представил, как она не просто поцелует нашего солдатика, а прямо проглотит целиком. Я понял, что близок к цели: «Вот вам сценарий, подготовьте вот этот кусок текста для пробы». Она согласилась. Прочла сценарий. История чистой любви связистки и миномётчика её зацепила. Булат был очень доволен, говорил: «Мою роль ты не угадал, а девушка — точная фронтовичка». Фигловская же признавалась, что поначалу приглашение на роль восприняла как розыгрыш. Но в итоге роль Женечки Земляникиной сделала ее известной.
Сначала, отсняв несколько дублей с Фигловской, Мотыль показал материал руководству. Галина им понравилось, и ее тут же утвердили. По сюжету в Женечку Земляникину все немножко были влюблены. Евгения Колышкина играл Олег Даль, его герой в кадре от волнения заикался, а перед белокурой связисткой и вовсе робел. Земляникина постоянно шутила с молоденьким солдатиком, подтрунивала над ним. А в жизни всё происходило наоборот. Только съемки останавливались, Даль постоянно поддергивал юную актрису и называл ее не иначе как Фига. И все же, на площадке царила дружеская обстановка, и тот же Даль старался помочь и поддержать Фигловскую.
Лента имела очень большой успех у зрителя. Фигловская стала известна в кинематографической среде, но всё же вернулась на работу в конструкторское бюро «ХимМаш». Через некоторое время ее нашёл главный режиссер Ленинградского БДТ Георгий Товстоногов и предложил место в труппе театра. На самом деле, сексуальная внешность актрисы шла в разрез с её внутренним миром. Через некоторое время Товстоногов это понял и перестал давать центральные роли в спектаклях. Точно также было и в кино. Фигловскую приглашали играть роли второго плана или эпизоды. В 1976 году актриса ушла из театра, а после фильма «Красная стрела» перестала сниматься.
После предательства любимого она долго не доверяла мужчинам. Единственный человек, который смог растопить глыбу льда в душе красавицы, это писатель и сценарист Эдгар Дубровский. Галина наконец-то обрела женское счастье и ощутила заботу любящего человека. Эдгар предложил выйти за него замуж и через время молодые сыграли свадьбу.
И, все-таки, судьба послала им тяжелые испытания. Эдгару Борисовичу после долгой болезни и нескольких операций, ампутировали ногу. Галина Викторовна последние годы страдала от полиартрита, болезнь в буквальном смысле измучила, женщина похудела, осунулась. От былой красоты остались только глаза, вот только озорные огоньки в них давно потухли. Когда Галина не могла уже самостоятельно передвигаться (ее тело полностью разбил паралич), Эдгар переносил супругу на руках.
Фигловская ушла из жизни от тяжелого приступа полиартрита через несколько недель после своего дня рождения – 4 июня 2000 года. Эдгар Борисович пережил супругу на шестнадцать лет и умер перед Новым годом – 29 декабря. Актриса и ее супруг похоронены рядом в Санкт-Петербурге на Смоленском кладбище, кроме друзей и поклонников на могилу никто не приходит, детей у пары так и не было.
Подготовила Лина Лисицына,
по материалам Stuki-druki.com, «Википедия»