Долгое время за Никитой Панфиловым сохранялось актерское амплуа крутого парня, живущего не в ладах с законом или, напротив, истово его защищающего. Хотя в профессиональном багаже артиста есть и тонкие психологические роли.
— Никита, стартовали съемки пятого сезона сериала «Пес», где вы блистаете в дуэте с овчаркой. Какие новые перипетии, сюжетные и личные, ждут Макса и Пса?
— У нас «вертикальный» сериал, то есть, каждая серия — самостоятельный фильм. Но с неизменной любовной линией. Насколько я понял по нашим первым сюжетам, будет еще больше экшена, погонь, драк.
— Каковы ваши личные отношения с Максом? Он вам нравится как человек?
— Чем-то нравится, но вообще этот тип довольно далек от меня: этакий рак-отшельник, скучный и вялый в обычной жизни. Человек, женатый на своей профессии, — даже любимая женщина у него стоит на втором месте.
— Ну, а как работается с вашим главным напарником и коллегой — псом?
— Сейчас уже полегче. Наш кинолог Виталик, на чьей базе Мухтар живет, поднатаскал его в промежутке между четвертым и пятым сезонами. До того пес был просто раздолбаем, не понимал, чего от него хотят, а самому ему больше всего хотелось либо есть, либо спать, либо гулять. Но теперь и он обрел рабочую форму, достойно делает свою собачью работу.
— Мухтар — сын вашего первого напарника по кличке Граф? Можно ли сравнить уровень их актерского мастерства?
— А надо ли? Могу обидеть собаку, а нам еще работать вместе. Тут как с людьми — свои тонкости. А из правил есть одно важное: на площадке кормить Мухтара могу только я сам. На этом и строится наше взаимопонимание. Я для пса главный, хороший. Подходит он ко мне и сразу смотрит на мои руки — не принес ли я ему чего-нибудь перекусить. И дальше не отстает, как хвост. А ко всем остальным хладнокровен. Что и требуется по сюжету.
— Слышала, в юности вы хотели стать милиционером. А до того — врачом. Почему все-таки оказались в театральном?
— У меня отец и мать — режиссеры. Первый выход на сцену состоялся в пять лет. Но долгое время я относился к актерству как к развлечению. Искал себя в других сферах, но не находил. И только после армии понял, что актер — прекрасная профессия, которая и жизнь обеспечит интересную, и заработок приличный.
— В сериале «Лихач» вы круто гоняете на мотоцикле. В жизни тоже любите скорость?
— Люблю, но я сторонник автомобилей. Вижу тут перст судьбы: трижды порывался купить байк, и тут же кто-нибудь из знакомых разбивался. Понял: если меня столько раз предупредили, четвертого раза ждать не стоит. Но и на машине, каюсь, превышаю скорость. Не хамлю, никого не подрезаю, просто на автотрассе увлекаюсь движением. Приходится регулярно платить штрафы.
— А на съемках бывали опасные моменты, где вас заменяли дублеры?
— Постоянно. В «Лихаче» надо ездить то на переднем колесе, то на заднем, опрокидывать мотоцикл, уводить его в занос. Хотя я и сам кое-что умею, но в кино это очень редко позволяется. Тебе вежливо говорят: «Не отнимай чужой хлеб». Потому что твоя сломанная нога означает остановку всего съемочного процесса.
— Недавно вам исполнилось 40, но вы не стали праздновать дату. Из-за распространенного суеверия?
— Есть такой момент, хотя не назвал бы себя слишком суеверным. Но дразнить судьбу тоже незачем. Да, я не роняю сценарий, избегаю показывать его кому-либо до начала съемок. Пару раз все-таки дал почитать — и не задались эти роли. Ну а насчет дня рождения: ничего страшного, что обошлось без торжества, отпраздную от души 41-летие!
— Скажите, Никита, если бы вы сами были сценаристом, какой сюжет бы избрали?
— А я уже написал сценарий, он готов. Про человека, который живет в своем маленьком мире, не задумываясь о том, что стоило бы его поменять хотя бы для того, чтобы больше зарабатывать. Но сама жизнь вытаскивает его из скорлупы, заставляя менять устои — иначе ему не сохранить семью, любимую профессию.
— Вы как-то защищаетесь от звездной болезни или для вас это неактуально?
— Если бы она мне грозила, я бы давно уже ею заболел. Поводы были, но надо стараться видеть свое место, не преувеличивать роли собственной личности в истории. Речь не о самоуничижении, как раз чувство собственного достоинства актеру просто необходимо. Но понты, звездность — это совсем другое, это удел слабых людей. Посмотрите на Хабенского, Машкова, Суханова — это из ныне живущих. А есть еще великие ушедшие актеры — Абдулов, Янковский, Караченцов. Хоть одного из них вы заподозрите в этой самой болезни?
— Одно время считалось, что сериалы — второсортный продукт по сравнению с полным метром. А сейчас не только звезды стремятся в сериальные ленты — сами эти ленты выдвигают звезд. Что за изменение произошло в жанре?
— Оно началось с Голливуда. Сценаристы, которые ушли из полного метра, начали писать прекрасные тексты. Как только появились полноценные сценарии, сериальный жанр сразу встал на один уровень с полным метром.
— Лето у актера — самая съемочная пора. Удастся найти время для отдыха?
— Конечно. Как говорят, хочешь ни дня не работать — найди профессию, которую любишь. Получается, я за много лет ни дня не работал! Значит, и уставать не с чего. А перерыв в работе мне дает семья. Когда общаюсь с дочкой или случается увидеться с сыном, это лучший отдых.
— Дочка Аврора у вас родилась недавно. Что изменилось с ее появлением?
— Это два разных мира — быть отцом сына и отцом дочки. Я благодарен господу за то, что он дал мне счастье узнать и то, и другое. Девочка — это нежность, трепетность, преданность, милота во всем — в жестах, поведении. Мальчишка — прямая противоположность: там желание драться, бежать, рвать, метать. Мужская энергия — это разрушение, а женская — созидание. Но во всем есть частичка бога.
Анна Щербакова
«Труд»