В браке со второй женой он прожил больше 60 лет
Сличенко называли главным цыганом страны, он сыграл более 60 ролей и снялся в десятках телевизионных фильмов. Пережив войну, Николай Алексеевич быстро прославился, поступив в труппу московского цыганского театра, ну, а всенародную известность ему принес фильм «Свадьба в Малиновке».
Отца убили на глазах
Николай Сличенко родился 27 декабря 1934 года в Белгороде. Его мать и отец были оседлыми цыганами и работали в одном из колхозов. Кроме Николая, в их семье было еще четверо детей — три дочери и сын. Позднее Сличенко вспоминал: «Семья наша была обыкновенная, многодетная, со своими обычаями, традициями, укладом жизни, со свойственной цыганской среде строгостью во взаимоотношениях между ее членами».
Когда Сличенко исполнилось семь лет, началась война. Прямо на глазах будущего артиста нацисты убили его отца. «По всему городу на улицах стояли виселицы, было много повешенных. Фашисты собрали цыган, молодых мужчин, и повезли на расстрел, – вспоминал артист во время одного из интервью. – Среди них был и мой отец. Я видел, как он успел махнуть нам на прощание шапкой и получил удар прикладом. Мы с мамой потом эту шапку нашли».
Как признавался Сличенко, любовь к музыке и уважение к цыганской культуре в нем с раннего детства взращивала его мать. Она часто водила мальчика на концерты цыганских ансамблей, которые были очень востребованы в те времена, и отдала сына в музыкальную школу по классу скрипки. Когда война закончилась, мать решила отправить Николая в цыганский колхоз в Воронежской области. На праздниках с песнями и танцами Сличенко сразу стал выделяться. Было принято решение вскладчину купить Николаю билет в Москву – для поступления в театр «Ромэн». Способности перспективного парня быстро оценили.
«Я приехал в Москву утром в семь часов, мальчишка совсем, еще нет 17 лет. Стучу в театр. «Ты кто?» – спрашивают меня. «В театр приехал поступать!» – отвечаю. «Мы только в одиннадцать откроемся! Не стучите больше!» Потом, когда открылись, мне говорят: «Ну, показывай, что можешь?» Я с музыкантами, гитаристами поговорил, чтобы они мне аккомпанировали, и стал петь и танцевать. Потом вдруг вспомнил стихотворение, мама мне его читала в детстве, – «Белеет парус одинокий» – и вдруг прочитал его от начала до конца. Так мне хотелось понравиться, что, наверное, это получилось. Потому что поднялся вдруг один из артистов и крикнул: «Вот! Наконец-то достойная смена мне пришла!» Я еще тогда не знал, что это ведущий артист театра Сергей Федорович Шишков».
«Я как в обмороке был, когда увидел Тамиллу»
Несколько месяцев Николай участвовал только в массовых сценах и, сидя за кулисами, учил наизусть все роли. Звездный час для актера настал, когда ему удалось уговорить Шишкова перед одним из спектаклей притвориться больным, чтобы заменить его на сцене и попробовать свои силы. Шалость удалась, и Николай Алексеевич прекрасно справился с ролью в спектакле «Четыре жениха». Актер всегда говорил, что не мыслит своей жизни без театра, а труппа стала его семьей.
Сличенко не только играл в театре, но и снимался в кино. Его первой ролью стал цыган в картине 1958 года «Олеко Дундич» Леонида Лукова. Затем актер снялся в картинах «Трудное счастье» и «В дождь и в солнце». Как киноактер Сличенко стал известен благодаря фильму «Свадьба в Малиновке», который вышел в 1967 году. В ленте он исполнил роль кавалериста Петри Бессарабца.
Первой супругой артиста была Сетара Казымова. С ней актер познакомился в одном из московских кинотеатров в декабре 1951 года. Казымова тогда оканчивала школу. Уже через год они поженились. Вскоре Сетара, как и Сличенко, стала играть в «Ромэне». В браке артисты прожили восемь лет, у них родился сын Алексей. Казымова всегда ревновала мужа к поклонницам. В этом году она заявляла на телевидении, что Николай Сличенко бросил первую семью, а его сын проиграл в казино все пять квартир в центре Москвы, оставив мать на улице. Сейчас женщина живет в пансионате для ветеранов труда, где стены ее комнаты увешены портретами бывшего мужа.
Второй брак Сличенко — с Тамиллой Агамировой — продлился более 60 лет. Начиналось все с одной парты в школе рабочей молодежи, за которой актеры просидели несколько лет, прежде чем получить высшее образование. А потом были гастроли, где Николай Сличенко начал ухаживать за своей будущей женой. «Она уже была артисткой, когда я туда только пришел. Понравились мы друг другу – это не то слово. Так и не расскажешь. Я как в обмороке был, когда ее увидел. Еле-еле пришел в себя. Пока приходил – понял, что без нее мне нет жизни больше. Так все и началось. Шли мы к своей любви пять лет», – говорил Сличенко.
У Николая Алексеевича и Тамиллы Суджаевны родилось трое детей: дочь Тамилла, сыновья Петр и Алексей. Николай Алексеевич всегда отзывался о своей жене с невероятной нежностью, называл ее своей судьбой, а их любовь – главным средством для поддержания сил и духа. «Жена — моя вечная муза и ангел-хранитель», — писал артист.
В 1960-х Николай стал работать в театре и как ассистент режиссера. В свободное время актер занимался в вечерней школе: он хотел получить аттестат и поступить в институт. Вскоре Сличенко зачислили на высшие режиссерские курсы при ГИТИСе в мастерскую Андрея Гончарова. «Чтобы поставить спектакль, мало только специальных знаний по режиссуре. Работа режиссера — это не набор технических средств, с помощью которых можно создать нечто единое, цельное, а прежде всего твое мировосприятие».
В мае Сличенко жаловался на недомогание и пониженное давление, прибывшие к нему домой медики заподозрили пневмонию, но тогда артист отказался ехать в больницу. Спустя несколько дней дали о себе знать другие проблемы со здоровьем, Сличенко был госпитализирован, а позже даже переведен в реанимацию. Его не стало 2 июля 2021 года.
Подготовила Лина Лисицына,
по материалам «Мир» , Culture.ru