Эта встреча с Цискаридзе проходила в онлайн-формате, но мэтр балета ответил на многие вопросы.
– Когда у вас возникло желание заниматься балетом? Чья эта была идея – ваша или родителей и насколько было тяжело начать?
– Я хотел танцевать, но абсолютно не понимал, зачем меня заставляют делать какие-то упражнения так много лет. Мне казалось, что я окончу балетное училище и ка-а-ак вырвусь на сцену. К сожалению, я был горько обманут (смеется). В моем случае успех – это сочетание трех удивительных вещей: уникальные данные от природы (о которых я не знал), великие педагоги и дисциплина, которую я, будучи артистом, никогда не нарушал.
– Говорят, что балет не для мальчиков, повлияло ли на вас это расхожее утверждение?
– Этот стереотип существует у тех людей, которых смущает внешний вид этой профессии. Им кажется, что танцевать очень легко, а это очень тяжелый физический труд. Балет не просто для мальчиков, а для очень сильных мальчиков! Только люди очень сильные физически и с характером могут в нем что-то достичь. Когда я стал молодым артистом, то видел, как мои коллеги приводят своих детей за кулисы. Я часто думал, что, если бы мне в детстве показали, как дяденька в рейтузах совершает вращение пике, и сказали: «вот твой папа», то я бы заплакал. Но если привести ребенка в театр и показать танцовщиков, которые блистательно исполняют свои роли, как Лавровский, Лиепа, и сказать: «вот это твой папа», то это вызовет восхищение. Так и было со мной. Я решил, что стану самым главным артистом, которым будут гордиться.
– Как поговорить с родителями о том, что вы планируете связать свою жизнь с творчеством?
– Ой, это очень сложно. Я со своей мамой ругался очень жестоко. Мне было 10 лет, в этом возрасте было очень сложно выиграть подобный бой. Я победил только одним. Когда-то в детстве я слышал, как дедушка сказал: «Кого интересует женское мнение». И вот в 10 лет я заявил маме: «Ты женщина, твое место на кухне, меня твое мнение не интересует!» Был очень большой скандал. Но мама понимала, что раз так я заговорил, то, значит, уже не уступлю. И тогда она сказала: ты хочешь вести себя, как мужчина, тогда бери ответственность на себя: никаких троек, никаких шалостей. И пришлось мне учиться на одни пятерки и окончить юридическую академию с красным дипломом, как этого хотела мама.
– Многие родители против того, чтобы дети выбирали творческую профессию. Они говорят, что среди актеров, танцоров пробиваются единицы. Как вы относитесь к этому аргументу?
– Я полностью с этим согласен. Важно, что человек ищет. У меня была подруга в Большом театре бесподобно красивая, великолепно одаренная для балетной профессии, но при этом оставалась артисткой кордебалета. Когда я спрашивал, почему ты не подготовишь большую роль? Она мне отвечала, что ее все устраивает. Она счастливо вышла замуж, родила детей и с удовольствием танцевала в кордебалете. Словом, каждый человек выбирает свой путь.
– Были ли моменты разочарования на вашем творческом пути и как вы с этим справлялись?
– Всегда были. Потому что я ленивый, а балет – это серьезный физический труд. Мне же никогда не хотелось физически работать. Но наличие природных способностей это перекрывало. Мне было жалко бросить начатое и не реализоваться. Но, когда пришел возраст, я сразу ушел из балета и, не пересидев ни одного дня, вышел на пенсию. Меня никто не видел старым, танцующим на сцене. Я убежден, что нельзя играть Джульетту в 45 лет.
– Вы многим пожертвовали ради своей цели, и когда она осуществилась, думали ли вы о том, что стоило ли оно того?
– Очень часто ребятам приходится выбирать между личным счастьем и карьерой. Я всегда выбирал карьеру. Человек, которого ты любишь сегодня, совершенно не значит, что будет восхищать тебя завтра. К сожалению, чувства очень быстро заканчиваются.
– Педагог должен заинтересовывать своим предметом, а что должен сделать ученик, чтобы в дальнейшем превзойти своего учителя?
– Я интересуюсь только теми учениками, у которых есть способности. Мне очень интересны разные люди, но когда дело касается профессии, то тут включается другой я. Все время объясняю своим ученикам одну вещь и она для меня святая – я люблю вас очень сильно, вы для меня самые лучшие и дорогие. Но помните, балет я люблю больше! Между интересом конкретного человека и интересом моего дела моя профессия победит всегда. Это не значит, что я не помогу, не окажу какое-то содействие, сочувствие. Мне повезло: в моей жизни были только великие учителя – проходных не было. Я десятилетиями дружу со своими педагогами.
– Какое ваше жизненное кредо или девиз, с которым вы двигаетесь по жизни?
– В разном возрасте приходят разные жизненные девизы. Чем ты становишься старше, тем они становятся менее приличными (смеется). Дело в том, что я очень не люблю ханжество, когда педагог приходит и читает мораль. А затем выходит из аудитории и пускается во все тяжкие. Я живой человек, я люблю посмеяться и пошутить. Мне нравится такая фраза: невзгоды формируют талант. Это действительно правда. Чем больше на вашем пути каких-либо препятствий, чем лучше вы умеете преодолеть себя, прежде всего, и идти вперед с высоко поднятой головой, тем больше вы являетесь человеком.
– Каковы плюсы и минусы славы артиста?
– Когда очень спешишь, то могут уступить место в очереди. Это плюс! А минус, это когда очень хочешь в туалет, забегаешь в кабинку, а сверху вылезает чей-то айфон и начинает тебя снимать.
– Считаете ли вы себя и свою историю примером для подражания?
– Есть замечательный анекдот. Моисей сказал: все от бога, Соломон сказал: все от ума, Иисус сказал: все от сердца, Маркс: все от потребностей, а Эйнштейн сказал: все относительно. Все в мире относительно. И успех любого человека тоже. Успех любого деятеля искусства, когда его творчество, его имя становится нарицательным.
Александра Махлина http://nnews.nnov.ru