Мелодрама «Позднее счастье» рассказывает, как идеальный, казалось, брак главной героини рушится в одночасье, когда в день собственного рождения она узнает об измене мужа. Решение Ирины жестко и бескомпромиссно: развод, несмотря на то, что шансов вновь устроить личную жизнь в таком возрасте не остается никаких. Никаких? Персонажам фильма и его зрителям предстоит узнать, так ли это.
— Ольга Игоревна, чем вас притянул этот фильм?
— Каждая женщина, вне зависимости от возраста, мечтает о счастливой семье и надежном мужском плече. Но многие, обжегшись, теряют веру в идеал, боятся вновь вступить в уже обманувшую однажды реку отношений, готовы поставить крест на личной жизни. Моя героиня — именно такая: обиженная, униженная, раздавленная, разочарованная. Как простить измену мужа после десятка прожитых вместе лет? Будучи гордым человеком, Ирина принимает решение развестись и вернуться на работу, то есть, начать новую жизнь. Не забегая вперёд, скажу только, что на моем ютуб-канале, где выложены фрагменты картины, уже несколько миллионов просмотров и множество комментариев: «жизненная история», «спасибо за мотивацию», «неужели ещё не поздно?».
— Может быть, отдельные моменты сценария напомнили что-то из собственной жизни?
— Нет, моя личная история другая, хотя и я до недавнего времени была замужем.
— Что при съемках оказалось самым трудным?
— Успеть снять все до Нового года! Съемки проходили в Минске в последнюю декаду декабря. Вокруг — подготовка к празднику, гирлянды на улицах, суета в магазинах… А мы снимаем — холодина, пронзительный ветер. И график без пауз и выходных! Но группа была очень дружная, режиссер Глеб Якубовский снимал вдохновенно, с партнёром Дмитрием Фридом сложились прекрасные творческие отношения. Лишь на один день удалось вырваться в Москву — обещала сыну вместе нарядить елку. Была счастлива, что дома все готово, и со спокойным сердцем вернулась на съемочную площадку. 31 декабря мы ещё снимали. Лишь в 17.00 режиссер произнёс заветные слова: «Стоп! Снято!» Мы срочно открыли шампанское, выпили, расцеловались и напрямую в аэропорт! Домой я приехала за час до Нового года.
— Вы производите впечатление человека мудрого и начисто свободного от звездной болезни. Редкое для знаменитой актрисы свойство! Как удалось избежать этой «хвори»?
— Ещё в детстве мои родители воспитали во мне «иммунитет» к ней. Профессии мамы и папы далеки от творческих, поэтому, когда в 15 лет я впервые попала на съемочную площадку, находившуюся в другом городе (фильм «И повторится все…» снимался в Одессе), и окрепла в решении стать актрисой, то знала, что помощи и протекции ждать неоткуда, придётся всего добиваться без посторонней помощи. Потом, уже учась во ВГИКе, трудилась от зари до зари, усваивая уроки актерского мастерства, которое мне передавал мой учитель Сергей Фёдорович Бондарчук. Параллельно много снималась — иногда в четырех картинах сразу, так что к окончанию института у меня было около 20 главных ролей в фильмах. А времени на звёздную «хворь» просто не оставалось. Надо было стараться, я не имела права подвести Мастера и ударить в грязь лицом.
— Насколько сложным оказался опыт вхождения во взрослый коллектив в тех первых съемках?
— Ну, представьте себе: 15-летняя школьница попала на одну площадку с профессионалами. Притом никто не делал скидки на мой возраст, требования предъявлялись такие же, как и к опытным кинематографистам. Все было непросто. И я сама чувствовала, что должна доказать всем, прежде всего себе, что смогу, справлюсь, я же не ребёнок! Еще ничего по сути не умея, до того в кино будучи только зрителем, училась на собственных ошибках, внимала каждому слову моего первого режиссера Ярослава Васильевича Лупия. А он поверил в меня и доверил главную роль. Относился по-отечески, и не знаю, как сложилась бы моя жизнь, если бы не та наша встреча.
— А свою дочь вы бы отпустили в таком возрасте на съемки без сопровождающих?
— Зачем фантазировать? У моих детей свои судьбы. Дочь окончила Московскую академию хореографии, потом балетмейстерский факультет ГИТИСа, получила государственный грант и уже поставила собственный спектакль «Лолита. Вплоть до смерти и после» в театре «Русский балет» Вячеслава Гордеева. Сейчас продолжает учебу в магистратуре философского и психологического факультетов МГУ. Но, между прочим, в семилетнем возрасте Таня снялась в сказке «Дюймовочка» Леонида Нечаева в заглавной роли. Однако актрисой стать не захотела — не затянул ее этот процесс, в отличие от меня. Она выбрала другое искусство, хочет и дальше ставить балеты. Вообще дочь — очень самостоятельный думающий человек. Мы общаемся не как родитель и ребенок, а как близкие подруги, всегда готовые подставить друг другу плечо. Что касается сына, он ещё слишком мал, чтобы оторваться от меня — в этом году перешёл в 3-й класс. Так что у него ещё все впереди!
— Как считаете, в ХХI веке роль женщины в обществе и семье изменилась по сравнению с ХХ столетием?
— Мне кажется, во все времена роль женщины была главной. Разница лишь в том, что раньше на нас лежала миссия хранительницы очага и воспитательницы детей, теперь же, не забывая об этом, мы еще и вкалываем наравне с мужчинами на работе. XXI век очень агрессивен, требует действия, быстрого принятия решений. Хочешь состояться — докажи! Сегодня не время слабых, выживают и идут вперёд уверенные в себе и амбициозные личности. Притом женщины исторически более выносливы, в нас скрыты неимоверные ресурсы, благодаря которым мы живем, созидаем и дарим жизнь.
— В 1997 году вы готовились к съемкам в фильме Юрия Кары, часть которых должна была проходить на орбитальной станции «Мир».
— Да, можно сказать, была в 5 минутах от исполнения моей мечты полететь в космос! Достойно пройдя все испытания в Институте медико-биологических проблем — центрифугу, барокамеру, невесомость и множество других тестов, получила справку о готовности к полету с перегрузками. Единственная женщина из всех, кто тогда такого документа удостоился — предмет моей особой гордости! Увы, у проекта не оказалось достаточного финансирования, и фильм заморозили.
— По-прежнему увлекаетесь лошадьми?
— Да, конный спорт — мое хобби, а лошади — любовь. Уже долгие годы занимаюсь выездкой, очень нравится гарцевать и исполнять разные па верхом. Пытаюсь хотя бы раз в неделю вырваться в конно-спортивный клуб, где живет мой жеребец Покровитель тракененской породы. А теперь и сын разделяет мое увлечение — он в седле с 4 лет. Так что на тренировки ездим вместе — скачем, чистим, моем, кормим, холим, лелеем.
Анна Чепурнова, Сергей Бирюков
«Труд»