О своих первых шагах в кино и о судьбоносной встрече с Эльдаром Рязановым рассказала Ольга Волкова.
— Ольга Владимировна, как произошло ваше знакомство с Эльдаром Рязановым?
— Эльдар Александрович иногда бывал у нас в театре и, наблюдая мою игру на сцене, награждал меня такими эпитетами, как «Смоктуновский в юбке», «гений, обойденный кинематографом», обещал снимать в своих фильмах и забывал на долгие годы, хотя ему обо мне напоминали.
И вот в один прекрасный день Эльдар Рязанов приехал к нам в театр — поговорить с Товстоноговым о том, чтобы он отпустил Олега Басилашвили на съемки. Увидел меня в коридоре и опять с восторгом начал признаваться в любви, назвал замечательной актрисой и собрался уйти. И вдруг Олег Басилашвили удивился: «Если такая замечательная, что же ты ей роль не предложишь?» Эльдар Александрович ответил, что сейчас нет у него в картине для меня ролей. Тогда Олег Валерианович начал настаивать: «А ты поищи». И вскоре раздался звонок с киностудии — мне предложили сыграть официантку Виолетту в фильме «Вокзал для двоих», главные роли в котором исполняли Олег Басилашвили и Людмила Гурченко.
— Ваша героиня получилась яркой, запоминающейся. Вы сами придумали этот образ или подсказал Эльдар Александрович?
— Конечно, для своих персонажей я очень въедливо ищу разные детали, хочу, чтобы они получились запоминающимися. И свою официантку Виолетту я долго искала. И вот однажды зашла в ресторан на Витебском вокзале, долго никого не было, и вдруг появилась Она. Официантка несла поднос, словно на нем несла себя. Я спросила: «Кто это?» Мне ответили: «Эта наша актриса. Она поступала в театральный, но не поступила». Я запомнила этот типаж и взяла на заметку. В следующий раз иду по Невскому проспекту, и навстречу идет огромная дама, глазки голубые, маленькие, губки бантиком, в руках капроновая авоська со свиной головой и вся в драгоценностях. И мне захотелось одеть свою Виолетту в такие же драгоценности. Достала для фильма точно такие же, может, кто-то и не обратит внимания, а для меня детали в образе очень важны, я сразу вживаюсь.
— А как получилось, что вас до Эльдара Рязанова очень мало снимали?
— Сложно ответить. С 13 лет я постоянно участвовала в массовках, ходила на все просмотры, пробовалась где только было возможно, но ничего не получалось, меня не снимали. Поэтому, чтобы появляться на экране, хваталась за любую возможность. Однажды попала на «Ленфильм» к режиссеру, который запускал «В моей смерти прошу винить Клаву К». Режиссер посмотрел на меня и сказал, что у него все артисты уже есть, но, правда, осталась маленькая роль воспитательницы детского сада. Но там вообще нечего играть. Я попросила: «Дайте мне эту роль, я ее сделаю». Режиссер ответил: «Вообще-то она одинокая баба и в вашем лице что-то такое есть». Это была одна из моих первых ролей в кино.
— Ольга Владимировна, в этой роли вы такая нервная, крикливая воспитательница, которой вовсе нет дела до детей.
— Актерскую кухню можно сравнить с самой настоящей кухней, на которой готовят изысканные блюда. И порой приходится мастерить кушанье из того, что попадает под руку, в ход идут самые разные, необычные ингредиенты. Если бы зритель только мог представить, из чего иногда делаются актерские роли, наверное, бы не поверил. Хороший актер, помимо зрительной памяти, должен обладать памятью слуховой, умением наблюдать за жизнью и запоминать любые детали. У меня, например, много ролей, где я должна мстить своему обидчику. Я не умею скандалить, теряюсь, не знаю, что сказать, в этот момент у меня одна только мысль: «Я тебя, скотина, сыграю!» И когда удается, это счастье.
— Зато в фильме «Жестокий романс» вы сыграли очень милую французскую портниху. Ее французский прононс был прописан по сценарию?
— Нет, это я спросила Эльдара Александровича: «А можно моя модная портниха будет француженкой?» Он пожал плечами, ответил: «Ну, пожалуйста». Дальше начиналась работа, заказала за свой счет парик, нашла настоящую француженку, она хорошо говорила на русском языке, но с французским акцентом. Я попросила ее наговорить фразы на магнитофон. К моему счастью, француженка коллекционировала детские книги, мне пришлось подарить ей свои лучшие экземпляры, а взамен получила правдивость образа. Ради того, чтобы зритель поверил, я готова на все!
— Как считаете, молодым актерам важно смотреть старые фильмы или это уже не имеет значения для современной киноиндустрии?
— Мне кажется, что смотреть необходимо. Меня звали преподавать во ВГИК, но я не иду ни в какие школы, иногда дома индивидуально даю актерские мастер-классы. Так вот, я включаю старое наше кино и показываю, как надо и как не надо играть. Объясняю, как важны разные детали в роли, как необходимы находки. Мы тщательно разбираем роль, делаем структурный анализ, находим пути решения и ищем ошибки. Недавно ко мне за помощью обратилась молодая актриса, ей поручили сыграть кошку. Я говорю: «Приезжайте ко мне завтра в спортивном костюме». Она приехала, и мы стали бегать по квартире, играть в прятки, прятаться друг от друга за диваном, одним словом, делать то, что обычно делают кошки. Это помогло ей легко перевоплотиться. Кстати, в интернете есть мои мастер-классы, много просмотров и комментариев, что очень приятно. Поэтому мне кажется, что надо прежде всего искать своего гуру, а не идти куда попало. Еще раз отвечаю на ваш вопрос: наши старые фильмы — это школа высочайшей актерской игры, их не то что смотреть, по ним учиться нужно.
— Вы благодарны судьбе?
— Именно. Когда я стала артисткой, то с каждым годом поднимала планку выше и выше, потом стало вообще тесно в своих ролях. Все время усложняла себе жизнь, потому что хотела расти, пробовать себя в другом пространстве. Сыграла Офелию, потом мне предлагали Офелию, а мне уже неинтересно, захотелось попробовать Гертруду. Даже в шестом составе, главное — выйти за рамки. И у меня нет страха оступиться, комплексы долой. Главное — не забивать себя страхом, что не получится. Требуется лишь мощный энергетический выброс энергии.
И не забывайте благодарить судьбу за все. Радуйтесь каждой минуте, потому что мы не знаем, что с нами будет через час, радуйтесь и своим успехам, и успехам своих друзей. Мне очень хочется поблагодарить судьбу за то, что она послала мне прекрасных друзей, талантливых режиссеров и любящих зрителей!
Анжела Якубовская
«За Калужской заставой»