Этого актера помнят по роли Ванюшки в «Судьбе человека»
В знаменитом фильме в главной роли – солдата Андрея Соколова – снялся сам режиссер Сергей Бондарчук. По сценарию его жена и дети погибли под бомбежками. Позже герой Бондарчука встретил шестилетнего Ванюшку-беспризорника и сказал, что он его родной отец. Мальчика сыграл Павел Полунин, его тоже бросил родной отец, а теперь актер сам не общается с собственными детьми.
В фильме «Судьба человека». С сайта stuki-druki.com
«Ну, посмотрим, какой из тебя Ванюшка получится»
Он появился на свет 19 января 1953 года в Москве под именем Павел Борискин, которое досталось от родного отца – актера Владимира Борискина, известного по фильмам «Нахлебник», «Беспокойная весна», «Воскресение». Именно он и привел сына на площадку, но впоследствии на съемках маленького Пашу сопровождала только мать. У Владимира Борискина был тяжелый и взрывной характер, он часто выпивал, срывал рабочий процесс. В 1961 году из-за крупной семейной ссоры был осужден на два года исправительно-трудовой колонии. Жена перестала с ним общаться, больше Владимир ее и не видел. После освобождения из тюрьмы Борискин уехал на родину в Саратов. С искусством завязал, да и с семьей никакой связи не искал, видимо, не хотел. Мать Павла к тому времени уже оформила развод, а вскоре снова вышла замуж за режиссера Евгения Полунина, которого встретила на съемочной площадке, когда маленький Павлик снимался в кино.
После свадьбы Евгений усыновил ребенка, подарил ему всю свою отцовскую любовь, ведь мальчик так и остался его единственным сыном, пусть и приемным. Семья переехала в город Железнодорожный Московской области. А на время съемок в «Судьбе человека» в какой-то степени папу заменил Паше Сергей Федорович Бондарчук: Полунин чувствовал его поддержку, режиссер привозил ему игрушки и рассказывал сказки. Павел же считал, что просто не мог подвести Бондарчука, так как был утвержден на роль окончательно самим Михаилом Шолоховым: «Это произошло так: вся съемочная группа, вся команда приехала в станицу Вешенскую, нас выстроили в ряд, и Михаил Александрович стал ходить, смотреть на всех и говорить: «Где же наш Ванюшка?» Сергей Бондарчук показал на меня. Шолохов потрепал по белым волосам, которые мне тогда уже перекисью вытравили, сказал: «Ну, посмотрим, какой из тебя Ванюшка получится».
«Для меня сейчас дочери — чужие люди»
Ему было всего шесть лет, когда он влился в съемочную киногруппу: «Я и читать толком не умел, — вспоминал Полунин. — Но со мной рядом была мама. Она-то мне и читала мой текст, который я должен был произносить на съемочной площадке. Так я и заучивал свои реплики, многократно повторяя их вслух. Многого я тогда не понимал из-за возраста, потом, повзрослев, пересматривая фильм, осознал и артистическую мощь таланта Бондарчука-старшего, и гениальность Шолохова».
Павел Полунин не может спокойно смотреть сцену на овсяном поле, когда герой фильма Андрей Соколов, осуществив побег из концлагеря, теряет от голода последние силы, как он судорожно, наспех, ест овсяные зерна, кое-как ошелушив их чёрными ладонями. «Удивительные у него в тот момент глаза! — говорит Полунин. – В них и вселенская боль, и скорбь, и первые проблески счастья, какое даёт человеку свобода».
А так самая кульминационная сцена, когда герой Павла Ванька в полном детском отчаянии восклицает: «Папка! Родненький! Я знал, что ты меня найдёшь!», далась непросто: «Бондарчук был потрясающий психолог. Когда подошло время, мы уехали в степь: Сергей Фёдорович, кинооператор Монахов и я. Это были три часа психологического прессинга, Бондарчук буквально выдавливал из меня нужную интонацию, а когда добился прочувствованного звучания, начали снимать саму сцену».
После выхода на экраны «Судьбы человека» Павел Полунин сыграл еще в нескольких фильмах: «Первое свидание», «Аннушка», «Заре навстречу». Но роль беспризорника Ванюшки так и осталась главной. Павел стал ассистентом режиссера, трижды пробовал поступить в театральный институт, один раз на актерский факультет, два раза на режиссерский. Не получилось, хотя Евгений Полунин очень хотел, чтобы Павел продолжил работать в кино. Однако тот не удивлялся, что провалился на экзаменах: в детстве ни в каких театральных кружках не занимался, ему намного интересней был спорт – футбол и лыжи. Но игру детской команды быстро перерос, а со взрослыми тягаться было рано. Так что всерьез футбол в его жизни так и не появился.
Полунин поступил на ученика слесаря на деревообрабатывающий комбинат. Вырос до слесаря, потом занялся туризмом при обкоме. В тяжелых 1990-х пять лет был таксистом. Однажды получил инфаркт. Приехал как-то на вызов, забрал клиента, довез его до назначенного места и вдруг почувствовал себя плохо. Наспех припарковал машину, еле-еле успел позвонить диспетчеру, сказать, что теряет сознание и где находится. Все случилось из-за нервного переутомления.
Павел считает, что в жизни он состоялся: не спился, где приходилось работать — трудился честно. Трижды был женат, однако с родными детьми Полунин не общается. В первом браке родился сын Тимофей, во втором — две дочери Елена и Анна. «С сыном не виделся ни разу. Я так тяжело расставался с Тимофеем. Последнее, что у меня осталось в памяти: теща уводит от меня 6-летнего Тимофея и говорит: «Не надо, в нашу семью больше не приходи», — рассказывал Полунин в программе Андрея Малахова. Сын в студию приехать отказался, он работает водителем, ранее играл в футбол. По телефону Тимофей сказал: «Я, может, был бы и рад с ним увидеться, но я хочу спокойно дожить до старости. У меня есть информация, что после того, как он от нас ушел, у него было еще два брака здесь в Москве. А были ли они успешные или нет, я не знаю. Я тоже был женат. Развелся. Шестнадцать лет мучился, отмучился». В студии появились дочери Полунина от второго брака — Анна и Елена. С ними Павел Полунин также не общался, заявив: «Для меня сейчас они чужие люди, я же их не воспитывал». При этом актер настаивал, что не бросал детей — просто так повернулась жизнь.
Подготовила Лина Лисицына,
по материалам http://Stuki-druki.com , http://communa.ru