Живописец предвидел смерть своих натурщиков
Как известно, некоторые картины и портреты Ильи Репина прослыли роковыми. Дело в том, что те, кого он изображал на своих полотнах, в скором времени умирали. Поговаривали, что художник сводит своих натурщиков в могилу. Но можно посмотреть на это явление и по-другому. Что, если Репин был необычайно прозорлив и видел смерть за спиной человека? Тогда он лихорадочно работал, чтобы запечатлеть весь масштаб личности, готовившейся проститься с этим миром.
Репин хотел сохранить облик людей и этим продлить их жизнь. Только ли заказы Третьякова толкали художника написать умирающую пианистку Луизу де Мерси-Аржанто, смерть Федора Чижова (картина, написанная в 1877 г., так и называется «Смерть Федора Васильевича Чижова») и других великих, стоявших на краю вечности? Да, натурщики Репина после написания полотна умирали. Многие из них — не своей смертью. Так, «жертвами» художника стали Мусоргский, Писемский, Пирогов. Федор Тютчев скончался сразу, как только Репин начал писать его портрет. Даже абсолютно здоровые мужчины ушли из жизни, после того как побывали моделями для картины «Бурлаки на Волге».
Находящиеся за чертой
Композитор Модест Мусоргский многие годы болел алкоголизмом. Стараниями друзей в феврале 1881 г. он оказался в Николаевском военном госпитале. Репин, который очень переживал из-за тяжелого состояния друга, навестил его в марте, чтобы написать портрет и скрасить больничное одиночество музыканта. Художник стремительно взялся за работу и написал картину за четыре дня: Мусоргский на ней изображен в домашнем халате, на фоне больничных стен. На момент написания портрета у композитора уже были парализованы руки… 16 марта 1881 г. болезнь все-таки взяла верх. И хотя его смерть связывают с появлением на репинском холсте, логика здесь обратная: именно из-за тяжелого недуга Репин навестил композитора и создал один из лучших своих портретов. На нем изображен человек на грани жизни и смерти, одинокий умирающий титан. В письме Стасову художник написал: «Как жаль, что Мусоргский болен. Как жаль, что он так глупо распорядился своим талантом и своим могучим телом». Деньги, полученные при продаже портрета, Репин пожертвовал на памятник композитору.
В том же 1881 г. научный мир отмечал 50-й юбилей врачебной практики знаменитого хирурга Николая Пирогова и устраивал торжества — приехали гости со всего мира… Репин, которого будоражила идея запечатлеть всех выдающихся личностей своей эпохи — причем из разных сфер, не только мира искусства, — был приглашен написать портрет врача. И именно в тот момент, когда он приступил к работе над холстом, ему и очень узкому кругу приближенных людей юбиляра открыли страшную новость: Пирогов серьезно болен. В начале года он обратил внимание на дискомфорт в области твердого неба: диагноз был неутешительным — опухоль.
Репин писал портрет стремительно и уложился в четыре дня. Пирогов так же стремительно записывал «Вопросы жизни: дневник старого врача» — мемуары и размышления о жизни, свое духовное послание потомкам. В ноябре того же года Пирогов умер, так и не успев закончить рукописный труд. Зато его последний, торжественный и глубокий портрет кисти Репина был готов. Это было короткое знакомство и портрет, под красками которого скрывалась тайна знаменитого хирурга.
Противоположный случай, который повлиял на здоровье художника, произошел с ним в родном городе Чугуеве. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Натурщиком для портрета выступил дальний родственник Репина, Иван Радов, мастер золотых дел. Этот мужчина слыл в городе колдуном. После того, как Илья Ефимович написал портрет Радова, художник, не старый еще и вполне здоровый мужчина, заболел. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», — жаловался Репин друзьям, — Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. Силу этого человека я сам испытал, притом дважды».
Убийство Столыпина
Стоит отметить, что картины Репина отразили и трагические общеполитические события в стране. Так, после того как художник в 1903 г. написал картину «Торжественное заседание Государственного совета», чиновники, которые были изображены на полотне, погибли во время первой в Российской империи революции 1905 г. А как только Илья Ефимович закончил портрет премьер-министра Столыпина, натурщика застрелили в Киеве.
Репин писал Столыпина прямо в его кабинете: «Странно: портьеры у него в кабинете красные, как кровь, как пожар. Я пишу его на этом кроваво-огненном фоне. А он и не понимает, что это фон революции…» Портрет и его цветовая гамма оказались поистине провидческими. Сочетания кроваво-красных штор, «потусторонний» неестественный свет откуда-то справа, из-за границ холста, напряженный взгляд министра — все эти элементы сложились в очередное пророчество. 1 сентября того же года Столыпин был смертельно ранен эсером Гершензоном в ложе Киевского оперного театра и вскоре скончался.
«Отстаньте, а то нарисую!»
Жуткие события происходили возле картины Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», написанной в 1885 г. Иконописец Абрам Балашов, когда увидел полотно, накинулся на него и порезал ножом. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Между тем, когда эту картину выставили в Третьяковской галерее, многие из зрителей начинали рыдать, других картина вводила в ступор, а с некоторыми и вовсе случались истерические припадки. Скептики связывают это с тем, что картина очень реалистично написана. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей.
Известно, что из-за постоянного переутомления (Репин работал, не щадя себя, писал сразу 2-3 полотна) у знаменитого живописца начала болеть, а потом и вовсе отказала правая рука. На время Илья Ефимович перестал творить и впал в депрессию. Согласно мистической версии, рука художника отказала, после того как он написал «Иоанна Грозного». Мистики связывают эти два факта из биографии художника с тем, что написанная им картина была проклята. Мол, Репин отразил в ней несуществующее событие и из-за этого был проклят. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой.
Видимо, Репин чувствовал, что его изображения имеют мистическую силу, может, поэтому он тщательно замазал изображение своего сына, на всякий случай… Впрочем, Репин – автор множества портретов, и многие его модели после написания полотна жили дальше, без каких-либо трагических для себя последствий.
По материалам «Дилетант» , Vtbrussia.ru