Сериал «Катран» — продолжение цикла детективных историй сериала «Мосгаз» о майоре Черкасове и его помощнице Соне. В нынешнем сезоне к исполнителям главных ролей Андрею Смолякову и Марине Александровой присоединяется и Риналь Мухаметов.
— Риналь, вот уже который год герои «Мосгаза» и его продолжений притягивают к себе внимание телезрителей. В чем, на ваш взгляд, причина такого стабильного успеха?
— Хорошо закрученный детектив и экшен — безотказный магнит. И тут надо отдать должное сценаристам: историю они умеют построить лихо. Возьму на себя смелость утверждать, что вы до самого конца будете теряться в догадках, кто же настоящий убийца. Хотя должен признаться, что до начала работы в этом проекте не видел ни одной серии «Мосгаза». И когда вышел на первые съемочные смены, отнесся к фильму, может быть, чуть легкомысленнее, чем он того стоит. Но съемки быстро расставили точки над i. Было очень интересно наблюдать за ходом мысли режиссера, за находками оператора и слаженными действиями всей команды.
— Действие на этот раз разворачивается в подпольном казино «Катран». Ваш коллега по площадке Максим Аверин признался, что игровой стол требует сложных математических расчетов, ему пришлось долго разбираться, что к чему. А вам?
— А мне не пришлось, поскольку мой герой в стороне от всех этих подпольных историй. Ваня — парень из провинции, который в поисках хорошей жизни приезжает в большой город поступать в вуз и поселяется у тети, которую играет Алена Бабенко. А эта тетя Бэлла, оказывается, — владелица злачного места под названием «Катран». Так что и моему герою достается своя линия приключений. Он влюблен в девушку, вместе с которой попадает в очень опасные истории и пытается из них выкарабкаться.
— Пока большинство зрителей ассоциируют вас не с Ваней из провинции, а с инопланетянином Хэконом из фантастической дилогии Федора Бондарчука «Притяжение» — «Вторжение». «Катран» же — совершенно другой жанр. Вам захотелось попробовать себя в контрастном амплуа?
— Актер редко выбирает персонажа — чаще персонаж находит актера. Но мне всегда хочется, чтобы мой герой был максимально свободен в своих действиях. Не укладывался в какие-то клише — например, вот он врач или адвокат, значит, и действует, как положено врачу или адвокату. Хорошо, когда в персонаже есть загадка, тайна, может быть, скрытая ранимость. У Вани все это есть. Надеюсь, зритель в этом убедится.
— Расскажите о роли жены в вашей творческой жизни. Она ваша первая поклонница?
— Профессия Сюзанны — продюсирование, сейчас она мой директор. Тандем у нас сложился, считаю, потрясающий, и направляет его именно она. Так что главной моей поклонницей, наверное, правильнее назвать дочь!
— Какой сценарий лежит сейчас на вашем столе? Может быть, ваш собственный? Вы ведь и сочинитель тоже.
— Нет, сценарии пока не рождаются. Может, потому что я увлекся музыкой? Уже готово несколько моих песен. Такому повороту в карьере поспособствовал и карантин — заставил отойти от привычного ритма, дал время подкопить новые идеи. Сначала родилась одна песня, она понравилась узкому кругу слушателей и мне самому. И я подумал: а не записать ли мини-альбом из трех песен? Совсем скоро такой выйдет.
— А когда вернетесь к писательству, о какой проблеме сегодняшнего общества хотели бы сказать прежде всего?
— Меня тревожит то, что люди теряют желание и умение слушать и слышать друг друга, очень легко переходят к агрессии и нетерпимости. Еще я бы задался вопросом, отчего в современном мире доброта, искренность и отзывчивость стали считаться признаками слабости. Надеюсь, это не навсегда, но, чтобы положение изменилось, надо об этом говорить, вглядываться в самих себя.
— Если бы была изобретена машина времени, в какую эпоху вы предпочли бы отправиться?
— Пожалуй, в век XVIII. Барокко, рококо, помпезные костюмы, парики, все такое масштабное и театральное. Вот когда жизнь выглядела театром! Еще было бы интересно попробовать обойтись без ТВ, кино, интернета и многого другого, без чего нашу сегодняшнюю жизнь невозможно представить. Зато почувствовать, каково это — ждать новой книги или новой оперы как главного события года.
— Кстати, о музыке и литературе. Что нынче слушаете и читаете?
— Мои музыкальные вкусы неизменны — не могу без тяжелого рока, без Depeche Mode, Muse, Мэрилина Мэнсона. На чтение остается мало времени, да и по натуре я не слишком усидчив. Но как бы ни уставал, заставляю себя читать. Для меня это, признаться, нелегкая работа, но очень нужная. Вот взял книгу Эдит Гамильтон про мифологию — познавательно и актеру полезно. Перечитывал «Чайку» Чехова и пытался представить героев пьесы в нынешних обстоятельствах. Это, кстати, не так уж трудно сделать, что лишний раз доказывает: настоящая классика всегда очень современна.
— Вы сказали, что в музыкальных вкусах себе не изменяете. А в остальном?
— Мне кажется, на такой вопрос вам уверенно ответит только тот, кто прошел, пользуясь игровой терминологией, 100 уровней из 100. А я, как и большинство людей, нахожусь в поиске. Учусь всматриваться в себя, понимать других. Стараюсь как можно больше узнавать и познавать. Отношусь к жизни как к огромной тайне. И думаю, так будет со мной всегда. Не поверю ни одному человеку, который скажет, что он понял, в чем смысл жизни.
Леонид Павлючик http://trud.ru