Семен скромно называет себя звездой третьего эшелона, а между тем он — продюсер и сценарист проектов (Наша Russia, Comedy Club), входит в авторскую группу нескольких других спецпроектов. Но, наверное, больше всего публика ценит его песни на злобу дня.
«КВН заполнил собой пустоту»
Семен родился 23 августа 1979 года в южном Пятигорске в семье профессоров. Родители записали его в музыкальную школу. Играть на фортепиано он не любил, однако уже в старших классах всё немного изменилось, когда Семён взял в руки гитару и начал учиться играть. Отец ставил сыну Высоцкого, «Роллинг Стоунз», «Битлз», Окуджаву. Мальчику всегда нравилось смотреть по телевизору КВН. В школе ребята создали свою команду и начали играть. Песни Семен начал сочинять ещё в школе. Это были добрые и хорошие произведения.
Хотя при этом Семену не раз приходилось становиться объектом насмешек: «У меня ведь такая внешность, что грех не пошутить. Особенно над моими ушами. Иногда, доведенный до отчаяния, я прибегал к маме с вопросом: «Почему меня все называют лопоухим?» Мама в ответ успокаивала: «Не обращай внимания, это они тебе завидуют». Она говорила это так убедительно, что на какое-то время я переставал волноваться. Школа меня по отношению к себе закалила. Поэтому сейчас я абсолютно спокойно читаю в Интернете комментарии по поводу своей внешности. Хотя они куда жестче школьных подколок. Там бы побоялись такое сказать».
После школы Слепаков поступил в Пятигорский лингвистический университет и учился сразу на двух факультетах. По окончанию университета он получил два красных диплома – по экономике и французскому языку. Дедушка Семёна был видным экономистом, именно он настоял, чтобы внук защитил кандидатскую. И Слепаков стал кандидатом экономических наук. Ему очень нравилось изучать французский язык и говорить на нём. Месячная практика проходила во Франции, в провинции Оверни. В то время Семен даже хотел остаться в этой стране поработать, устроился там в аспирантуру, планировал написать диссертацию. Но скоро в его жизни появился КВН. Капитаном «Сборной Пятигорска» Слепаков был на протяжении шести лет, начиная с 2000. В 2004 команда в Высшей лиге стала лидером.
«КВН заполнил собой некоторую пустоту, чувство безысходности, — вспоминает Семен. — Я не знал, куда себя деть. А чувство, что необходимо что-то срочно делать, мешало услаждаться жизнью. Еще очень хотелось нравиться девчонкам. И так как мне совсем нечем было привлечь представительниц слабенького и тем красивого пола, на помощь мне пришли КВН и музыка. У нас была своя группа. Я пел песни под гитару, поначалу на концерте, позже в общежитии, заранее заправившись водкой. В общем, все радости студенческой жизни не обошли меня стороной».
Кстати, к тому времени у Семена уже была собственная группа: «Мы ее сделали еще в школе с моим другом Володей Якубовым. И планировали к 22 годам стать такими же пользующимися популярностью, как «Битлз». Но время текло, ничего существенного не происходило. Мы стали беспокоиться. Битлы-то в нашем возрасте уже несколько пластинок записали. Позже я успокоился. Сообразил, что мы их, наверняка, уже не догоним, нужно двигаться своим методом».
«Когда пытаюсь специально пошутить, получается плохо»
После КВН Семен с друзьями перебрался в Москву. Это было достаточно нестабильное время, но всё сильно изменилось, когда ребята начали работать над созданием проекта Comedy Club. «Многие из тех, кто играл со мной в КВН, работают на наших проектах. А с теми, кто не работает, мы обязательно встречаемся и выпиваем. Всё вспоминаем. Это были очень классные времена. Про это я бы тоже написал сериал, если бы получилось всё это придумать. До сих пор влезаю в свой красно-синий костюмчик. Я ведь похудел на 10 килограмм после КВНа. Я в КВНе очень сильно отъелся. Там стали по 150 долларов за концерт платить. Я стал сразу много есть и пить».
Comedy Club совершил революцию в юморе. «Честно говоря, мне самому интересно, как будут выступать ребята, когда им будет под 50. По-моему, духом мы всё ещё молоды. Причём те, кто выступает в Comedy Club, моложе меня. Я захаживаю туда, когда есть, что спеть. Но и аудитория растёт вместе с ребятами. Наверное, так и будем идти вместе по жизни, — говорит Слепаков. — Ценности у нас одни и те же. Меняются лишь способы высказывания. Сейчас вот в Интернете появились смешные открытки, ролики. То, чего раньше не увидишь, теперь, пожалуйста. Можно посмотреть, как человек упал с самосвала и ударился головой. Раньше было большим везением такое увидеть.
А сейчас сплошь и рядом. В целом меняется способ высказывания, но суть не меняется. Вот сейчас много юмора, основанного на подглядывании, на реализме, на кого-то направили телефон и толкнули, через секунду миллион человек это увидело. Это и хорошо, и плохо. Хорошо, потому что удивительно, что такое вообще можно увидеть, а плохо, потому что, наверное, это ломает чьи-то судьбы. И никто не застрахован от того, чтобы попасть в кадр. В любую секунду ты можешь оказаться героем какого-нибудь маразма».
Можно ли научиться шутить? «Есть множество алгоритмов, — говорит Слепаков. — Если сильно захотеть, можно научиться. Но очень сложно быть действительно остроумным и тонко шутить, если в тебе это не заложено. Надо иметь парадоксальное мышление. На самом деле, очень мало тонких шуток. И это большая удача на них натолкнуться, в такие моменты я всегда радуюсь. Я бы советовал людям наблюдать за всем, что происходит, и пытаться сформулировать какие-то мысли. И если эти мысли вдруг станут шутками, и кто-то начнёт смеяться над этим, то надо в этом направлении и дальше продвигаться. Вообще мне кажется, у меня нет никакого чувства юмора. У меня жена очень смешно шутит. Она скажет шутку, я смеюсь и говорю: «Смешно пошутила». Она говорит: «Я не шутила». Она просто формулирует свои мысли. И я тоже просто стараюсь формулировать свои мысли. Когда я пытаюсь специально пошутить, получается очень плохо».
«Меня бог не наградил музыкальным даром»
Семен не скрывает, что на экране он более напряженный, чем в жизни: «У меня бегают глазки, потому что пытаюсь вспомнить текст. И плечи поднимаются от смущения. В общем, я начинаю трансформироваться в такого скромного великана, и мне это не нравится. В жизни, когда я хожу по дому или на работе сижу, я намного лучше выгляжу».
В какой-то момент Семён начал петь о том, что волнует, а его выступления можно охарактеризовать одной фразой – «и смешно, и грешно». Ролики Слепакова в Интернете стали набирать количество просмотров. Песни Семена слушали даже в космосе: «Да, это правда. Отправили космонавтам. По-моему, даже космонавты сами попросили мои песни, им отправили диск. Я счастлив, и они. Мне было очень приятно, что мой диск летал в космос. Хоть он слетал», — говорит артист.
Иногда можно услышать: «Слепаков — это Высоцкий сегодня». Сам он не в восторге от таких сравнений: «Люди очень любят на все повесить ярлык и что-нибудь с чем-нибудь сравнить. Высоцкий — это Высоцкий. Это очень почитаемый мной поэт и исполнитель. Как человек он мне тоже невероятно интересен и тоже мною почитаем. Конечно же, никакого отношения мое творчество к творчеству Высоцкого не имеет. Где-то у меня получаются какие-то вещи, которые затрагивают человеческое сознание. Я хотел бы, чтобы это получалось и дальше. Но Владимир Семенович — это Владимир Семенович».
Музыкантом Слепаков вообще себя не считает: «Меня бог не наградил музыкальным даром. Это, скорее, бренчание под гитару и попытка сделать так, чтобы текст мой услышали, – так я определяю своё творчество музыкальное. Но музыку я очень сильно люблю и много слушаю. Самое лучшее творчество – это когда ты честный и искренний; делаешь то, что чувствуешь в данный момент. А дальше ты можешь только надеяться, совпадёт ли это с восприятием окружающих или не совпадёт.
Бывают очень талантливые вещи, которые просто не являются массовыми. А бывает, что человек пишет, например, песни, которые вдруг оказываются близки какой-то огромной части населения. Например, как Стас Михайлов это делал. Я думаю, что если бы я захотел написать такие песни, как написал Стас Михайлов, у меня бы никогда не получилось. Я бы написал какую-то похожую песню, но она бы не стала хитом, потому что она была бы неискренняя. А отклик у людей находит то, что ты сам прочувствовал, и то, от чего ты сам впечатлён».
С цензурой он не сталкивается: «Мы сами знаем, что можно говорить, а что нельзя. Это не цензура скорее, а просто формат телеканала, потому что телеканал является развлекательным телевидением и должен в первую очередь развлекать. А для поднятия каких-то более серьёзных тем существуют другие средства массовой информации, которых в данный момент очень много в принципе».
Музу Слепакову удается поймать только ночью — когда никто не отвлекает и можно сосредоточиться. «Я с завистью читаю воспоминания наших предшественников: например, Пушкин работал с десяти утра и до двух часов дня, а весь оставшийся день отдыхал. В современном мире все немножечко иначе: работа делится на то, что необходимо делать для бизнеса, и на то, что пишется для души. То, что я делаю для бизнеса, тоже интересно, и этим я занимаюсь днем, а на сочинение песен для души остается только ночь», — сокрушается Семен.
Придумывание новых хитов — это, на самом деле, непрекращающийся процесс: «Ходишь, думаешь, записываешь — для этого у меня в смартфоне есть пометки. На работе, дома, в самолете я работаю — мне это просто доставляет удовольствие. А насчет вдохновения. Мы можем сидеть с другом и писать. Или я могу смотреть телевизор и поймать какую-то строчку. Мы пытались все ставить на поток, но результат получается менее интересным — нужна легкость творчества, тогда оно веселит и меня, и слушателя.
А кто первым слушает мои песни, тут уже в зависимости от ситуации. Либо мой соавтор Джавид Курбанов, либо сразу аудитория: бывает, что песню пишу в ночь перед выпуском программы. Либо жена — Карина. Но это в том случае, если песни несильно жёсткие. Карина не любит такие. У моей жены очень хорошее, тонкое чувство юмора». Известно, что она по профессии юрист. Но Семен не искал специально супругу не из мира шоу-бизнеса: «Просто когда увидел ее, влюбился! Она в период знакомства даже не знала ничего обо мне и моих песнях».
Отношения между супругами остаются трепетными, Карина даже упоминала о том, что рядом с Семеном чувствует себя принцессой. Жена юмориста любит побаловать его изысканной кухней. Однажды Карина даже стала участницей мастер-класса французского кулинара Андрея Гарсии. У самого Слепакова есть хобби – коллекционирование акустических гитар. К увлечению супруга подключилась и жена, два старинных инструмента в коллекции юмориста – ее подарок. «На самом деле, все в жизни идет неплохо, — говорит Семен. — Но хотелось бы сделать, конечно, еще больше. Головокружения от успехов нет, но есть уже какие-то вещи, за которые мне не стыдно».
Подготовила Лина Лисицына,
по материалам Metronews.ru, Samsok.ru, Uznayvse.ru, Siapress.ru, Onalubit.ru